Медиакарта
5:10 | 18 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Налобины. Жизнь в бою и труде

Эту семью я знал давно, но ближе познакомился с ними лет пять назад. В их домике в селе Ярково всегда царит дух доброжелательности, простоты и гостеприимства.

Очень много интересного поведала мне о нашем крае, его истории хозяйка дома Тамара Григорьевна Налобина. От нее я узнал об интересных обычаях сибиряков, их говоре, песнях, частушках, обрядах и т.д. Она даже натолкнула меня на мысль о поисках моих предков по дедовой (по отцу) линии (хотя я этим уже занимался), когда-то в начале 30-х раскулаченных, оторванных от своих корней и сосланных на Урал и в Заполярье. История жизни семьи Налобиных - Николая Александровича и Тамары Григорьевны (в девичестве Колчановой) - необычна и интересна. Когда-то в 30-х годах в небольшой деревушке Комарица жили мальчик и девочка - Коля и Тамара. Вместе пошли в школу, учились в одном классе и даже сидели за одной партой. «И полюбили в школе друг друга», - в шутку говорит Тамара Григорьевна.

Может быть, так и было в их детских головках, но школьное счастье оказалось для Тамары недолговечным - тяжело заболела и вскоре умерла ее мать. На плечах у старшей дочери Тамары оказались младшие дети и старая бабушка. Надо было идти работать. Где только она не трудилась - и в полеводстве, и ухаживала за молодняком на ферме в Комарице, и даже нянечкой работала в детских яслях! А Николай, где мог, всегда помогал ей. Дружба молодых людей крепла год от года. Поговаривали о свадьбе. Но началась война - 1941 год!!!

В 1943 году Николая (ему было 17 лет) призвали в армию. Немного проучился в стрелко-во-минометной школе, а затем учился в стрелково-минометном полку N 183 (по документам).

С боями его полк прошел Венгрию и Румынию. Фронтовая судьба благоволила к нему: ни разу не был ранен. 9 мая - День Победы!

Но для него война не закончилась. Николай попал в части МГБ и два года служил в охране Московского Кремля. В 1947 году с группой войск МГБ был направлен в Закарпатье на борьбу с бандеровцами. «Вот тут, -вспоминает он, - всегда надобно было быть начеку». К тому времени Николай был ефрейтором, водил грузовую машину ЗИС-5.

«Не раз находился на волосок от смерти, – рассказывает он. – Однажды машина шла по лесной дороге и неожиданно была обстреляна из автоматов и винтовок. Пули, как по линейке, прошили кабину в 5 сантиметрах над головой. Опять повезло: ни одна не задела (как говорят в таких случаях, в рубашке родился).

А вот позади – в кузове – молодого солдата убило. Пришлось отступать, виляя по дороге. Хорошо, что по скатам не попало. Конечно, отстреливались… Но их – бандитов – защищал лес, и их было больше».

Бандиты не щадили ни женщин, ни детей. Вырезали целые семьи за любой, даже невинный проступок. Трудно было выследить бандитов, т.к. они часто переодевались в обычную крестьянскую одежду.

«Однажды, – продолжает мой собеседник, – мы зашли в дом крестьянина напиться. Он дал нам воды, но когда мы через 2-3 дня заехали снова в этот хутор, то увидели у крыльца дома висевшего в петле хозяина, благо хоть семью пощадили».

(От автора: А сколько таких безвинных крестьянских душ было загублено? И этого иезуита, бандитского главаря Степана Бандеру бывший президент Украины Ющенко попытался сделать национальным героем, даже поставил ему памятник во Львове. Уму непостижимо!)

Николай Александрович продолжает: «Однажды произошел совсем неожиданный случай. Спокойно едем по дороге. Видим, крестьянин обкашивает косой кусты на своем участке. И вдруг неожиданно бросает косу, бежит к кусту, выбрасывает оттуда автомат. Но, видя, что окружен со всех сторон, сдается и …получает 5 лет лагерей…»

Беда могла подступить неожиданно, откуда ее и не могли ожидать. Никто не думал, что Клавка, медичка из Харькова, вроде бы простая приветливая дивчина, окажется связной у бандеровцев. За все ее «заслуги» перед бандитами военно-полевой суд дал ей 20 лет лагерей. Выходя из зала суда, она прикрикнула: «Что, сволочи, радуетесь? Скоро вас всех перевешаем!» Видимо, мало ей показалось?! Добавили еще 5 лет.

Военная служба для Николая Александровича закончилась в 1950 году, в апреле. За эти фронтовые годы он не забыл свою Тамару, писал короткие солдатские письма. И она ему постоянно отвечала, ждала. А когда приехал, в октябре сыграли свадьбу.

В 2000 году у них была золотая свадьба, в 2010, в октябре, – бриллиантовая. Они выучили, вырастили 5 сыновей. Тамара Григорьевна награждена “Медалью материнства”. Всегда много трудились и в колхозе (затем в совхозе), и в семье. Тамара Григорьевна говорит: «Дома, в Комарице, держали по 5-6 голов крупного рогатого скота, до десятка свиней, да еще куры, гуси. Но сейчас - с 2000 года, дети наказали «завязать» с этим делом. Но скучно было без скота. Привыкли».

Демобилизовавшись, Николай Александрович поступил учиться в Тюменскую школу механизации сельского хозяйства и через 6 месяцев с отличием окончил ее. На каких тракторах только он не работал - вначале на ХТЗ-НАТИ, затем на ДТ-54, Т-74, МТЗ, «Беларусь». Работали они на разных видах топлива - и на керосине, и на березовых чурочках (так называемые ГАЗ-ГЕНЫ), и на солярке. Всегда приходилось очень много работать, часто он возглавлял (был бригадиром) различные овощеводческие звенья.

Так и в 1957 году он был бригадиром картофелеводческого звена. В этот год картошка выдалась на славу, но и вырастить ее, и убрать было очень сложно, почти невозможно. Но надо. Николай Александрович иногда работал по 16-17 часов в сутки, ведь надо вести тяжелый трактор МТЗ по борозде, да позади тяжелый, утопающий окучник. Даже есть не хотелось - хотелось только спать. И все-таки он победил - окучил на славу. Урожай был громадный. С 20 соток он взял 1200 ведер картофеля. Урожайность картофеля составила тогда 150 центнеров с гектара. Это был рекордный урожай не только по району, но и по области.

Николай Александрович был приглашен на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ) как участник и был награжден Главным Комитетом выставки бронзовой медалью ВДНХ от 20. XII - 1958 г. Это одна из лучших его наград. Есть у него медали и «За доблестный труд», «Ветеран труда», «За освоение целинных земель», орден Отечественной войны II степени, фронтовые медали, в том числе орденский знак «Фронтовик 1941-45гг.», удостоверение к которому подписано генералом армии Говоровым.

Последние годы перед пенсией работал на тракторе в ремстройучастке и райпотребсоюзе. Когда выходил на пенсию в РПС в 1988 году, его уговорили еще немного поработать на новеньком тракторе «Беларусь», и Николай Александрович трудился еще 2 года. Вот такой это героический человек.

Под стать ему и жена Тамара Григорьевна. Я уже говорил о ее работе в годы войны. После ее окончания некоторое время Тамара Григорьевна была разнорабочей. Но в администрации колхоза знали о ее честности, трудолюбии, хорошей памяти, о том, что она умеет находить подход к людям, и ей доверили должность кладовщика, позднее заведующей детскими яслями. И она справлялась со своими обязанностями хорошо. А когда переехали жить в Ярково, Тамара Григорьевна приглашена была на работу в дорожный участок кладовщиком.

Директором участка тогда был А.А. Алемасов. Он хорошо знал ее, доверял ей. И хотя знал, что у нее нет достаточного образования, но надеялся на ее память, умение найти подход к людям - поручил важное дело. Нужно было съездить в город Рыбинск за катером, очень нужным для паромной переправы. Сначала, конечно, она оробела, но потом набралась смелости и поехала. Женщина умная, бойкая на язык, она сумела убедить администрацию завода, выпускающего такие катера, получила заверенные документы и спокойно приехала домой. Вскоре за ней на Тоболе появился и новый катер. Недавно она дала мне сведения о женщинах колхоза им. Сталина, работавших в годы войны на тракторах. Когда выйдет в печать эта статья, будет близко День защитника Отечества. И я хочу поздравить с этим праздником Николая Александровича и Тамару Григорьевну (ее, потому что она в годы войны своим трудом тоже ковала победу над врагом). Счастья вам, здоровья и уважения всех знающих вас людей.

Б. КОЛЧАНОВ, краевед Фото из семейного архива Налобиных

Теги: победа