Медиакарта
21:22 | 3 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Контроля много не бывает

Контроля много не бывает
14:52 | 10 февраля 2011
Источник: Красное знамя

**В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и на основании Устава Тюменского муниципального района в январе 2006 года образована Счётная палата Тюменского муниципального района с правами юридического лица как постоянно действующий орган муниципального финансового контроля.

Председатель Счётной палаты - Александр Васильевич Шайманов.

А.В.Шайманов окончил экономический факультет Тюменского государственного университета. Кандидат экономических наук. Работал заведующим Тюменским областным бюро по трудоустройству населения, заведующим отделом оплаты и стимулирования труда ТВЦ "Тюменьнефтегазстройтруд" Миннефтегазстроя СССР, начальником отдела экономического анализа комитета администрации Тюменской области, заместителем главы администрации п. Боровский по строительству и землеустройству; заместителем председателя по финансам и экономике комитета по культуре Тюменской области. В январе 2006 г. решением районной Думы назначен председателем Счётной палаты Тюменского муниципального района.

Переходный период муниципальной реформы закончился, и сегодня реализация муниципальной реформы в Тюменской области, в том числе в Тюменском районе, идёт полным ходом. Так, с января 2006 г. действует Дума Тюменского муниципального района, администрация Тюменского муниципального района, Счётная палата Тюменского муниципального района. Нам стало интересно узнать, как работала в эти годы Счётная палата, как осуществляется контроль бюджетных расходов, какие перспективы и новые задачи у Счётной палаты. Об этом мы попросили рассказать председателя Счётной палаты Александра Шайманова.**

- Александр Васильевич, вы возглавляете контрольный орган Тюменского муниципального района - Счётную палату со дня её основания. Что считаете главным достижением коллектива за этот период?

  • Все 5 лет палата защищает интересы района в финансово-экономической сфере, выявляет и пресекает факты нецелевого, неэффективного расходования бюджетных средств, нерационального использования муниципальной собственности. Мы смогли организовать действенный контроль за реализацией принимаемых районной Думой нормативных правовых актов в части бюджета и финансов. Счётная палата является партнёром представительной и исполнительной власти Тюменского района в реализации и достижении планов социально-экономического развития района и сельских поселений, эффективном использовании муниципальной казны.

У нас сформирован работоспособный, высокопрофессиональный коллектив. Считаю это большим достижением.

- Чем, на ваш взгляд, измеряется эффективность работы финансового контролёра?

  • Тем, насколько полезна его деятельность. Безусловно, проверки, в ходе которых вскрываются финансовые и иные нарушения, факты нецелевого или нерационального расходования бюджетных средств, приносят огромную пользу уже тем, что устраняются выявленные нарушения, денежные потоки возвращаются в законное русло. Важно и то, что проверки и меры, принимаемые по их результатам, служат профилактической и дисциплинирующей мерой.

И всё же, как показывает практика, нам ещё далеко до идеального результата. Нарушения в использовании бюджетных средств и муниципального имущества имеют место быть.

- Выявлять недостатки - дело не всегда благодарное. Не всякая власть любит, когда на неё указывают.

  • Считаю, нашему коллективу повезло. Мы в полной мере ощущаем заинтересованность в продуктивной работе палаты, поддержку и взаимопонимание председателя районной Думы А.В.Крупина, главы района А.В.Линника, депутатов Думы Тюменского района. Сейчас, на рубеже 2010-2011 гг., сформировался новый депутатский корпус, и мы видим, что в нём обеспечена преемственность представительной власти в районе, а значит, мы надеемся, что сохранится тот высокий уровень доверия и взаимодействия, который был ранее достигнут. Об итогах каждой проверки информируются председатель районной Думы, глава района. Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в обязательном порядке рассматриваются с депутатами на заседаниях профильных комиссий Думы и совещаниях в органах исполнительной власти района и сельских поселений. Ежегодно публикуется годовой отчёт о работе Счётной палаты

- Меняется ли в нынешнее время характер нарушений в использовании бюджетных средств?

  • Анализ выявленных нарушений показывает, что нецелевое использование бюджетных средств сейчас уступает место таким финансовым нарушениям, как неэффективное использование финансовых средств, бесхозяйственность, просчёты в принимаемых управленческих и кадровых решениях. Следует отметить, что зачастую выявленные нарушения являются не злым умыслом, а следствием незнания или слабого знания на местах новых законов, новых требований к ведению дел в финансово-бюджетной сфере, недостаточным вниманием и контролем к действиям своих подчинённых, что, конечно, никоим образом не освобождает должностных лиц от ответственности. Жёсткая, последовательная позиция депутатов районной Думы и главы района А.В.Линника по отношению к нарушителям бюджетного законодательства позволила значительно укрепить финансово-хозяйственную дисциплину в муниципальных учреждениях, предприятиях района и сельских поселениях. Всё, что потерял или недополучил бюджет, должно быть возвращено сполна.

В проверенных муниципальных образованиях района активно наводится порядок в арендных и земельных отношениях. Десятки хозяйствующих субъектов, многие главы сельских администраций получили от специалистов палаты практическую помощь и советы в применении законодательных норм, устранении недостатков в работе или ведении бухгалтерского учёта и отчётности.

- Какие новые задачи предстоит решать органам внешнего финансового контроля в условиях продолжающегося финансового кризиса?

  • Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трёх уровней: федерального, регионального и местных бюджетов. В основе её лежат принципы единства бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, гласности, достоверности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств. Обеспечить такой контроль, в силу существующего законодательства, могут только контрольно-счётные органы, их взаимодействие и координация.

Как известно, Президент РФ Д.А.Медведев в конце 2010 года внёс в Государственную Думу РФ Законопроект "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Законопроект имеет целью совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счётных органов.

- Не секрет, что бюджетные учреждения помимо Счётной платы подвергаются проверкам, проводимым другими контрольными и надзорными органами. Не много ли контроля? Ведь работникам организации с каждым проверяющим надо работать, а на это уходит большое количество рабочего времени.

  • Да, бухгалтерам и должностным лицам надо работать с проверяющими, и на это действительно уходит рабочее время, но "уходит" оно не на праздное времяпрепровождение, а на решение важных, порой даже необходимых для проверяемой организации вопросов. При проведении контрольного мероприятия по сути не только выявляются и устраняются нарушения бюджетного и иного законодательства, главное - их предотвращают и оказывают практическое содействие в дальнейшем недопущении нарушений.

По моему мнению, контроля много не бывает, особенно когда в итоге виден положительный результат. Анализ показывает неуклонное снижение нарушений в организациях, где контроль носит регулярный характер.

- Как вы взаимодействуете с другими структурами, занимающимися финансовым контролем или надзором?

  • В Тюменском районе финансовый контроль и надзор осуществляют кроме Счётной палаты территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Министерства финансов РФ - если используются средства федерального бюджета, Счётная палата Тюменской области и Департамент финансов Тюменской области - при использовании средств областного бюджета. Также надзор осуществляет и районная прокуратура. Но здесь мы не конкуренты, а союзники - причём, не на словах, а на деле. Между нами заключены соглашения о сотрудничестве. Нередко мы проводим и совместные мероприятия. Но самое главное состоит в том, что каждый на своём месте участвует в решении общей задачи.

Невозможно переоценить значение сотрудничества со Счётной палатой Тюменской области, которая для нас является ориентиром в деятельности. Вместе с ней мы ежегодно проводим совместные проверки, которые дают большой эффект в приобретении нашими специалистами нового опыта работы.

- Ваши проверки носят плановый характер? Каким образом составляется план, и по какому принципу определяется объект проверки?

  • План формируется из трёх источников, обсуждается и утверждается решением на заседании районной Думы.

Первый источник - это федеральное законодательство. Оно обязывает организовывать определённые проверки. Обязательным для нас является и проведение экспертизы различных проектов муниципальных программ и планов социально-экономического развития, нормативных правовых актов местного уровня и т.д. Это можно назвать "условно постоянные" вопросы плановой деятельности контрольного органа.

Второй источник формирования - предложения депутатов Думы и обращения представительных органов сельских поселений Тюменского района, предложения главы района.

Третий - наши собственные предложения, основанные на мониторинге результатов контрольных мероприятий, структуры проверенных объектов контроля и неохваченных ими. Здесь мы смотрим сроки предыдущих проверок, тематику и комплексность проверок и другие факторы.

- Вы предупреждаете о своих визитах проверяемые учреждения?

  • Безусловно. Есть административный регламент проведения контрольных мероприятий, где официальное уведомление о предстоящей проверке является обязательным моментом. Вся работа Счётной палаты строится на основательной нормативной базе. Её сердцевину составляют Федеральный закон N 131-ФЗ, Устав Тюменского муниципального района, Положение о Счётной палате Тюменского муниципального района, принятое районной Думой, и Стандарты финансового контроля Счётной палаты Российской Федерации.

У нас самая открытая организация. Один из принципов нашей деятельности - гласность. Она же является и главным оружием, которого многие боятся.

- А какова судьба материалов, если нарушения обнаружены?

  • Отличие наших проверок от проверок других контрольных органов заключается в том, что заключительным документом для нас является не акт проверки, а отчёт аудитора или инспектора Счётной палаты. Все отчёты проходят рассмотрение и утверждение. По результатам проверки руководителям объектов контроля направляются представления, предписания Счётной палаты об устранении выявленных нарушений, а также могут направляться информационные письма Счётной палаты, если нарушений выявлено не было или они были незначительными.

Если это хищение, то материалы направляются в правоохранительные органы, если это налоговое преступление, то в налоговые органы. Если речь идёт о нарушении бюджетного законодательства, к примеру, выявлено неэффективное расходование средств, то мы ограничиваемся представлениями и/или предписаниями Счётной палаты. Их должны выполнять все органы власти и организации.

- Всегда ли удается выявить все финансовые нарушения на объекте, или что-то остаётся "за кадром"?

  • Для Счётной палаты главная задача - проверка законности и эффективности использования казны муниципального образования, внешний аудит бюджетов. Вместе с тем надо сказать, что самый главный недостаток нынешнего контроля заключается в том, что он замыкается вокруг бухгалтерии. К сожалению, бухгалтерия на сегодняшний день полностью не отражает реальное положение финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Сегодня невозможно судить даже о каком-то участке деятельности организации, руководствуясь исключительно бухгалтерским балансом, тем более о законности и нецелевом расходовании средств. При проведении проверок используем, кроме бухгалтерской отчётности, статистические данные, материалы предыдущих проверок и т.д.

Что касается выявления финансовых нарушений, то здесь мы считаем большим резервом переход на единую методическую платформу и стандартные регламенты работы контрольно-счётных органов всех уровней, применение единого классификатора нарушений и единых критериев оценки и обобщения результатов контрольных мероприятий.

Кстати, к 5-летию Счётной палаты мы издали брошюру "Основные итоги деятельности Счётной палаты Тюменского муниципального района за 2006-2010 годы", где можно ознакомиться, в том числе, с конкретными цифрами по контрольным мероприятиям, проведёнными Счётной палатой в этот период, а также с другой информацией. Я думаю, вам будет интересно.

- Работа контролёра не только трудна, но и опасна. Да и соблазны наверняка бывают. Есть у вас какие-то тесты на смелость и честность?

  • Как говорится, практика - критерий истины. За всё время работы вспоминается лишь один случай, когда наша сотрудница, кстати, очень хороший специалист, отказалась участвовать в проверке из-за опасений за себя и семью. По просьбе правоохранительных органов мы наметили провести проверку на одном из предприятий. Однако при формировании комиссии сотрудница отказалась от участия в её работе. Пришлось с ней расстаться. Возможно, её страхи были не так уж надуманны. Но такая уж у нас профессия: она требует уверенности в себе и дисциплины. Кстати, проверку "опасного" предприятия мы провели и заставили выявленные нарушения устранить.

В обстановке высокой требовательности комфортно себя чувствуют только смелые, открытые и честные люди. Их моральные качества должны соответствовать профессиональному уровню и Этическому кодексу сотрудника контрольно-счётных органов.

- Александр Васильевич, что бы вы могли сказать в заключение жителям Тюменского района?

  • Уважаемые жители Тюменского района!

Вот уже пять лет вы можете наблюдать за работой Счётной палаты Тюменского района у себя на территориях и в средствах массовой информации. Ежегодно размещаются отчёты о деятельности палаты и результаты проверок, обнародываются планы контрольной деятельности. Считаю, что в Тюменском районе налажена эффективная система муниципального финансового контроля.

Имея за плечами прошедший период работы, оглядываясь назад, с удовлетворением отмечаю, что сделано много, но и сделать предстоит немало. Будем идти в ногу со временем, и я уверен, что справимся с поставленными задачами.

Беседу вёл Алексей ЯКОВЛЕВ.