**В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ" и на основании
Устава Тюменского муниципального района в январе 2006 года образована
Счётная палата Тюменского муниципального района с правами юридического
лица как постоянно действующий орган муниципального финансового
контроля.
Председатель Счётной палаты - Александр Васильевич Шайманов.
А.В.Шайманов окончил экономический факультет Тюменского государственного
университета. Кандидат экономических наук. Работал заведующим Тюменским
областным бюро по трудоустройству населения, заведующим отделом оплаты и
стимулирования труда ТВЦ "Тюменьнефтегазстройтруд" Миннефтегазстроя
СССР, начальником отдела экономического анализа комитета администрации
Тюменской области, заместителем главы администрации п. Боровский по
строительству и землеустройству; заместителем председателя по финансам и
экономике комитета по культуре Тюменской области. В январе 2006 г.
решением районной Думы назначен председателем Счётной палаты Тюменского
муниципального района.
Переходный период муниципальной реформы закончился, и сегодня реализация
муниципальной реформы в Тюменской области, в том числе в Тюменском
районе, идёт полным ходом. Так, с января 2006 г. действует Дума
Тюменского муниципального района, администрация Тюменского
муниципального района, Счётная палата Тюменского муниципального района.
Нам стало интересно узнать, как работала в эти годы Счётная палата, как
осуществляется контроль бюджетных расходов, какие перспективы и новые
задачи у Счётной палаты. Об этом мы попросили рассказать председателя
Счётной палаты Александра Шайманова.**
- Александр Васильевич, вы возглавляете контрольный орган Тюменского
муниципального района - Счётную палату со дня её основания. Что считаете
главным достижением коллектива за этот период?
- Все 5 лет палата защищает интересы района в финансово-экономической
сфере, выявляет и пресекает факты нецелевого, неэффективного
расходования бюджетных средств, нерационального использования
муниципальной собственности. Мы смогли организовать действенный контроль
за реализацией принимаемых районной Думой нормативных правовых актов в
части бюджета и финансов. Счётная палата является партнёром
представительной и исполнительной власти Тюменского района в реализации
и достижении планов социально-экономического развития района и сельских
поселений, эффективном использовании муниципальной казны.
У нас сформирован работоспособный, высокопрофессиональный коллектив.
Считаю это большим достижением.
- Чем, на ваш взгляд, измеряется эффективность работы финансового
контролёра?
- Тем, насколько полезна его деятельность. Безусловно, проверки, в ходе
которых вскрываются финансовые и иные нарушения, факты нецелевого или
нерационального расходования бюджетных средств, приносят огромную пользу
уже тем, что устраняются выявленные нарушения, денежные потоки
возвращаются в законное русло. Важно и то, что проверки и меры,
принимаемые по их результатам, служат профилактической и
дисциплинирующей мерой.
И всё же, как показывает практика, нам ещё далеко до идеального
результата. Нарушения в использовании бюджетных средств и муниципального
имущества имеют место быть.
- Выявлять недостатки - дело не всегда благодарное. Не всякая власть
любит, когда на неё указывают.
- Считаю, нашему коллективу повезло. Мы в полной мере ощущаем
заинтересованность в продуктивной работе палаты, поддержку и
взаимопонимание председателя районной Думы А.В.Крупина, главы района
А.В.Линника, депутатов Думы Тюменского района. Сейчас, на рубеже
2010-2011 гг., сформировался новый депутатский корпус, и мы видим, что в
нём обеспечена преемственность представительной власти в районе, а
значит, мы надеемся, что сохранится тот высокий уровень доверия и
взаимодействия, который был ранее достигнут. Об итогах каждой проверки
информируются председатель районной Думы, глава района. Результаты
контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в обязательном порядке
рассматриваются с депутатами на заседаниях профильных комиссий Думы и
совещаниях в органах исполнительной власти района и сельских поселений.
Ежегодно публикуется годовой отчёт о работе Счётной палаты
- Меняется ли в нынешнее время характер нарушений в использовании
бюджетных средств?
- Анализ выявленных нарушений показывает, что нецелевое использование
бюджетных средств сейчас уступает место таким финансовым нарушениям, как
неэффективное использование финансовых средств, бесхозяйственность,
просчёты в принимаемых управленческих и кадровых решениях. Следует
отметить, что зачастую выявленные нарушения являются не злым умыслом, а
следствием незнания или слабого знания на местах новых законов, новых
требований к ведению дел в финансово-бюджетной сфере, недостаточным
вниманием и контролем к действиям своих подчинённых, что, конечно,
никоим образом не освобождает должностных лиц от ответственности.
Жёсткая, последовательная позиция депутатов районной Думы и главы района
А.В.Линника по отношению к нарушителям бюджетного законодательства
позволила значительно укрепить финансово-хозяйственную дисциплину в
муниципальных учреждениях, предприятиях района и сельских поселениях.
Всё, что потерял или недополучил бюджет, должно быть возвращено сполна.
В проверенных муниципальных образованиях района активно наводится
порядок в арендных и земельных отношениях. Десятки хозяйствующих
субъектов, многие главы сельских администраций получили от специалистов
палаты практическую помощь и советы в применении законодательных норм,
устранении недостатков в работе или ведении бухгалтерского учёта и
отчётности.
- Какие новые задачи предстоит решать органам внешнего финансового
контроля в условиях продолжающегося финансового кризиса?
- Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трёх
уровней: федерального, регионального и местных бюджетов. В основе её
лежат принципы единства бюджетной системы, самостоятельности бюджетов,
гласности, достоверности бюджета, эффективности и экономности
использования бюджетных средств. Обеспечить такой контроль, в силу
существующего законодательства, могут только контрольно-счётные органы,
их взаимодействие и координация.
Как известно, Президент РФ Д.А.Медведев в конце 2010 года внёс в
Государственную Думу РФ Законопроект "Об общих принципах организации и
деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований". Законопроект имеет целью совершенствование
правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового
контроля и повышение эффективности и результативности деятельности
контрольно-счётных органов.
- Не секрет, что бюджетные учреждения помимо Счётной платы подвергаются
проверкам, проводимым другими контрольными и надзорными органами. Не
много ли контроля? Ведь работникам организации с каждым проверяющим надо
работать, а на это уходит большое количество рабочего времени.
- Да, бухгалтерам и должностным лицам надо работать с проверяющими, и на
это действительно уходит рабочее время, но "уходит" оно не на праздное
времяпрепровождение, а на решение важных, порой даже необходимых для
проверяемой организации вопросов. При проведении контрольного
мероприятия по сути не только выявляются и устраняются нарушения
бюджетного и иного законодательства, главное - их предотвращают и
оказывают практическое содействие в дальнейшем недопущении нарушений.
По моему мнению, контроля много не бывает, особенно когда в итоге виден
положительный результат. Анализ показывает неуклонное снижение нарушений
в организациях, где контроль носит регулярный характер.
- Как вы взаимодействуете с другими структурами, занимающимися
финансовым контролем или надзором?
- В Тюменском районе финансовый контроль и надзор осуществляют кроме
Счётной палаты территориальное управление Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора Министерства финансов РФ - если
используются средства федерального бюджета, Счётная палата Тюменской
области и Департамент финансов Тюменской области - при использовании
средств областного бюджета. Также надзор осуществляет и районная
прокуратура. Но здесь мы не конкуренты, а союзники - причём, не на
словах, а на деле. Между нами заключены соглашения о сотрудничестве.
Нередко мы проводим и совместные мероприятия. Но самое главное состоит в
том, что каждый на своём месте участвует в решении общей задачи.
Невозможно переоценить значение сотрудничества со Счётной палатой
Тюменской области, которая для нас является ориентиром в деятельности.
Вместе с ней мы ежегодно проводим совместные проверки, которые дают
большой эффект в приобретении нашими специалистами нового опыта работы.
- Ваши проверки носят плановый характер? Каким образом составляется
план, и по какому принципу определяется объект проверки?
- План формируется из трёх источников, обсуждается и утверждается
решением на заседании районной Думы.
Первый источник - это федеральное законодательство. Оно обязывает
организовывать определённые проверки.
Обязательным для нас является и проведение экспертизы различных
проектов муниципальных программ и планов социально-экономического
развития, нормативных правовых актов местного уровня и т.д. Это можно
назвать "условно постоянные" вопросы плановой деятельности контрольного
органа.
Второй источник формирования - предложения депутатов Думы и обращения
представительных органов сельских поселений Тюменского района,
предложения главы района.
Третий - наши собственные предложения, основанные на мониторинге
результатов контрольных мероприятий, структуры проверенных объектов
контроля и неохваченных ими. Здесь мы смотрим сроки предыдущих проверок,
тематику и комплексность проверок и другие факторы.
- Вы предупреждаете о своих визитах проверяемые учреждения?
- Безусловно. Есть административный регламент проведения контрольных
мероприятий, где официальное уведомление о предстоящей проверке является
обязательным моментом. Вся работа Счётной палаты строится на
основательной нормативной базе. Её сердцевину составляют Федеральный
закон N 131-ФЗ, Устав Тюменского муниципального района, Положение о
Счётной палате Тюменского муниципального района, принятое районной
Думой, и Стандарты финансового контроля Счётной палаты Российской
Федерации.
У нас самая открытая организация. Один из принципов нашей деятельности -
гласность. Она же является и главным оружием, которого многие боятся.
- А какова судьба материалов, если нарушения обнаружены?
- Отличие наших проверок от проверок других контрольных органов
заключается в том, что заключительным документом для нас является не акт
проверки, а отчёт аудитора или инспектора Счётной палаты. Все отчёты
проходят рассмотрение и утверждение. По результатам проверки
руководителям объектов контроля направляются представления, предписания
Счётной палаты об устранении выявленных нарушений, а также могут
направляться информационные письма Счётной палаты, если нарушений
выявлено не было или они были незначительными.
Если это хищение, то материалы направляются в правоохранительные органы,
если это налоговое преступление, то в налоговые органы. Если речь идёт о
нарушении бюджетного законодательства, к примеру, выявлено неэффективное
расходование средств, то мы ограничиваемся представлениями и/или
предписаниями Счётной палаты. Их должны выполнять все органы власти и
организации.
- Всегда ли удается выявить все финансовые нарушения на объекте, или
что-то остаётся "за кадром"?
- Для Счётной палаты главная задача - проверка законности и
эффективности использования казны муниципального образования, внешний
аудит бюджетов. Вместе с тем надо сказать, что самый главный недостаток
нынешнего контроля заключается в том, что он замыкается вокруг
бухгалтерии. К сожалению, бухгалтерия на сегодняшний день полностью не
отражает реальное положение финансово-хозяйственной деятельности
учреждения. Сегодня невозможно судить даже о каком-то участке
деятельности организации, руководствуясь исключительно бухгалтерским
балансом, тем более о законности и нецелевом расходовании средств. При
проведении проверок используем, кроме бухгалтерской отчётности,
статистические данные, материалы предыдущих проверок и т.д.
Что касается выявления финансовых нарушений, то здесь мы считаем большим
резервом переход на единую методическую платформу и стандартные
регламенты работы контрольно-счётных органов всех уровней, применение
единого классификатора нарушений и единых критериев оценки и обобщения
результатов контрольных мероприятий.
Кстати, к 5-летию Счётной палаты мы издали брошюру "Основные итоги
деятельности Счётной палаты Тюменского муниципального района за
2006-2010 годы", где можно ознакомиться, в том числе, с конкретными
цифрами по контрольным мероприятиям, проведёнными Счётной палатой в этот
период, а также с другой информацией. Я думаю, вам будет интересно.
- Работа контролёра не только трудна, но и опасна. Да и соблазны
наверняка бывают. Есть у вас какие-то тесты на смелость и честность?
- Как говорится, практика - критерий истины. За всё время работы
вспоминается лишь один случай, когда наша сотрудница, кстати, очень
хороший специалист, отказалась участвовать в проверке из-за опасений за
себя и семью. По просьбе правоохранительных органов мы наметили провести
проверку на одном из предприятий. Однако при формировании комиссии
сотрудница отказалась от участия в её работе. Пришлось с ней расстаться.
Возможно, её страхи были не так уж надуманны. Но такая уж у нас
профессия: она требует уверенности в себе и дисциплины. Кстати, проверку
"опасного" предприятия мы провели и заставили выявленные нарушения
устранить.
В обстановке высокой требовательности комфортно себя чувствуют только
смелые, открытые и честные люди. Их моральные качества должны
соответствовать профессиональному уровню и Этическому кодексу сотрудника
контрольно-счётных органов.
- Александр Васильевич, что бы вы могли сказать в заключение жителям
Тюменского района?
- Уважаемые жители Тюменского района!
Вот уже пять лет вы можете наблюдать за работой Счётной палаты
Тюменского района у себя на территориях и в средствах массовой
информации. Ежегодно размещаются отчёты о деятельности палаты и
результаты проверок, обнародываются планы контрольной деятельности.
Считаю, что в Тюменском районе налажена эффективная система
муниципального финансового контроля.
Имея за плечами прошедший период работы, оглядываясь назад, с
удовлетворением отмечаю, что сделано много, но и сделать предстоит
немало. Будем идти в ногу со временем, и я уверен, что справимся с
поставленными задачами.
Беседу вёл Алексей ЯКОВЛЕВ.