Медиакарта
10:44 | 19 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Водитель легендарной «катюши»

Василий Сергеевич Кук до призыва в Красную армию работал на колхозном поле в родной деревне Турлаки. В мае прошла посевная страда, а в июне Василию пришла повестка – явиться с вещами в правление колхоза. Вместе с девятнадцатилетним высоким голубоглазым красавцем на срочную службу призвали ещё несколько пареньков – ровесников.

Радостными и шумными были проводы – ведь никто из родных и подумать не мог, что прощаются с детьми на долгие четыре года. Призывная комиссия проходила под Омском. Посёлок, где расположили новобранцев, назывался Черёмушки – на берегу Иртыша, красивые места. Легко начиналась служба – каждый день тренировки, для здоровых крепких ребят-сибиряков утренняя пробежка в несколько километров была нетягостной. И каким наслаждением казалось купание в вечернем Иртыше после тактических занятий. Вода на отмелях – тёплая-тёплая.

Весть о начале Великой Отечественной войны изменила отношение новобранцев к службе. Словно повзрослели сразу, возмужали защитники Родины. Из Омска в маршевую роту – и в Москву на пересыльный пункт. Немного подучили солдатиков перед отправкой на фронт, Василий освоил шоферскую науку на станции Бронницы. На Первый украинский фронт направили рядового Кука. По его боевому пути можно смело оценивать растущую мощь вооружения Красной армии. Воевать довелось Василию Сергеевичу в тяжёломиномётной секретной дивизии. Секретная потому, что главным орудием этой части была знаменитая «катюша», боевое оружие наших войск, наводящее страх на врагов. Чего стоил залп сразу нескольких реактивных снарядов установки для противника! Землю в районе боёв буквально перепахивало. Немецкие самолёты-разведчики, тщательно «охотились» за «катюшами». А песню про неё знали все солдаты войны. Установки «катюши» были настолько засекречены, что экипажу запрещалось использовать обычные команды «пли», «огонь». Вместо них часто говорили: «пой», «играй».

От водителя во многом зависела жизнь экипажа и целостность реактивной установки. Командира экипажа, в котором служил Василий Кук, звали Владислав Бокшеев, почти земляк – из Свердловска. Он очень гордился, что «катюши» делали на военном уральском заводе в Нижнем Тагиле. Ещё в боевом расчёте был наводчик и заряжающие. Всего шесть человек. Дружно воевали, слаженно. Вообще, как говорит Василий Сергеевич, ни до войны, ни в послевоенные годы, в армии не было таких понятий, как «дедовщина». И мысли не было среди солдат «делиться» на стариков и молодых. Плечо друг друга чувствовали особенно. Отстрелялись – тут же необходимо сменить дислокацию, иначе налетят «мессера», обстреляют. Василию везло, он умело маневрировал тяжёлой машиной. Иногда даже приходилось прикапывать шасси автомобиля, чтобы её не снесло после залпа. Потом нужно было откопать быстро, чтобы перегнать машину подальше от места первого залпа. Василий Сергеевич рассказывает:

Бойцы заряжали «катюшу», каждая боеголовка весила более 20 килограммов, сам снаряд – ещё больше, а всего надо было зарядить 16 снарядов. На рельсах «закатывали» снаряды в жерла установки в шахматном порядке. Затем наводчик настраивал координаты. Расчёт прятался в укрытие, у машины оставались только командир и водитель – уж очень страшная взрывная волна была у этой «боевой девушки».

Шофёр после залпа должен был сразу сменить место расположения машины. Только однажды в их части повредило боевую установку. Да и то, говорит Василий Сергеевич, шальным снарядом. Не успел водитель сменить позицию, ухнул рядом взрыв – ранило шофёра. Спасло его лишь то, что «катюша» уже была не заряжена – только что отстрелялся расчёт.

В самое пекло боёв направляли часть, в которой служил Кук. Он вспоминает, какие страшные бои шли под Сталинградом. Командующего Конева после ранения сменил легендарный Жуков. А «катюшами» напрямую командовал Верховный Главнокомандующий – Сталин. Без согласования со Ставкой не было сделано ни одного выстрела. Как воевал Кук – об этом может сказать тот факт, что у него за войну было лишь две установки, две машины. «ЗИС-5», на которой проехал всю страну, в Кракове сменил на американский «студебеккер» – союзники открыли второй фронт. А первую машину отправили в Москву. Василий Сергеевич рассказывает:

За годы войны многое довелось испытать. Видел смерть товарищей и в нашем расчёте терял боевых друзей. К смерти привыкнуть нельзя. Потом уже, после войны, узнал, что мой старший брат Егор тоже воевал под Сталинградом, попал в плен. Вот ведь, как судьба поворачивается. Вернулся он уже после меня, когда был размен военнопленных.

Во время боёв в Германии побывал Василий Кук на авиационном заводе в Бреслау. Это был подземный секретный завод, где фашисты производили самолёты – пресловутые «рамы»-разведчики – гроза пехотинцев и артиллерии. От их острого взгляда Василию всю войну приходилось беречь, укрывать свою дорогую «катюшу». В основном, ночами «пели» свои звонкие песни. Днём передвигались установки только в самых крайних случаях. Не довелось Василию участвовать в праздновании Победы в поверженной Германии. Лишь отгремели последние взрывы и выстрелы – установки сразу же отогнали глубоко в тыл, даже после войны берегло командование секреты боевой «катюши».

Трогательную историю рассказал мне Василий Сергеевич за чашкой чая. В преклонном возрасте, как ветеран, он часто бывал в домах отдыха и санаториях – поддерживал здоровье. В последние годы далеко уже не ездит. Не так давно довелось повстречаться с «катюшей». В Ишиме на Артиллерийской улице есть учебный отряд, где проходят переподготовку военнослужащие. Увидел на постаменте установку, заболело сердце ветерана, нахлынули воспоминания. Ведь родное, своё. Попросил командира посмотреть поближе, представился. Тот не отказал. Что в тот момент испытал старый солдат! Радость, перемешанную с горечью. Война, словно вновь дала о себе знать, когда дрожащей рукой прикасался к холодной серой стали. Командир выстроил своих «бойцов» – не каждый день и им представляется случай увидеть водителя легендарной установки, наводящей страх на врагов.

После Победы вернулся Василий Сергеевич Кук домой, в Турлаки. Было это в 1946 году, не отпустили из армии, пока не пришла молодая смена, да не обучили их военному искусству учителя-фронтовики. Деревня внешне совсем не изменилась, а вот люди – да. Мужиков мало осталось – многие не вернулись с войны, бабы постарели от горя, пацаны-подростки раньше времени повзрослели, заменив отцов на поле, в кузнице да в МТС. В машинно-тракторную станцию и пошёл работать Василий. Опыт вождения техникой был богатый – до самой пенсии на тракторе добросовестно трудился.

Женился Василий спустя несколько лет после войны. В жёны взял молодую вдову, у которой муж погиб на фронте. Родила Анна сына Михаила в середине пятидесятых. Вырастили, проводили в армию. Надо же такому случиться, едва не погиб там Миша. Отец войну прошагал, говорит, ни одного серьёзного ранения не получил, а сына в мирное время чуть не потерял.

Сейчас сын да сноха Любовь – поддержка и утешение на старости лет. Схоронил ветеран жену в родных Турлаках. А два года назад ему дали квартиру в новом доме по ул. Максима Горького. Живут там втроём. Любовь уже на пенсии, Михаил работает в агропедколледже. Часто приезжают дети навестить родителей. Для них дед-ветеран войны – живой пример стойкости, мужества.

Любовь Алексеева

Фото Екатерины Кадочниковой