Медиакарта
18:01 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Эвакуация на сибирскую землю

Эвакуация на сибирскую землю
09:00 | 11 марта 2010
Источник:

Санитарное благополучие фронта обеспечивал тыл

Елена ДУБОВСКАЯ (фото автора)

Всё ли мы знаем о Великой Отечественной войне? Как в тылу ковалась победа? Документы архива Тюменской области рассказывают о жизни военных лет, и в них – правда, без которой не может быть истории. Часть документов была засекречена, сегодня мы имеем возможность прочесть эти материалы.

«Война, временная эвакуация многих граждан в тыловые города поставили перед органами здравоохранения еще более серьезные задачи – предохранить здоровый тыл, наши города и села даже от кратковременных вспышек эпидемий, наладить медицинскую помощь эвакуированным, всем нуждающимся в лечении в том объеме, в каком это необходимо», – писала газета «Красное знамя» 24 декабря 1941 года.

Основания для тревоги были серьезные: огромное число врачей, медицинских сестер ушло на фронт, оттуда, в свою очередь, везли тяжелораненых и больных эвакуированных. Медики, оставшиеся в тылу, работали, не покладая рук.

Верный спутник войны во все времена – сыпной тиф – мог быстро распространиться среди горожан. Чтобы не допустить заразу, газета, как главный пропагандист и агитатор, печатала советы врачей. В них подробно, по пунктам рассказывалось, какие следует принимать меры. «Красное знамя» напоминало: «В воскресенье, 7 февраля, в 17 часов 45 мин. по радио состоится выступление главврача доктора М. А. Сандлера на тему: «Как уберечь себя от заболевания сыпным тифом». И такие объявления не раз появлялись на страницах газеты. «Необходимо, наконец, понять и усвоить, что своевременное проведение предупредительных санитарных мероприятий не должно являться работой только одних медработников. Эта огромной важности задача требует участия широких масс – партийных, профсоюзных, советских организаций», – отмечал в своих выступлениях в прессе доктор Сандлер.

Дефицит мыла

Городским властям в 1941 году пришлось срочно решать проблему дефицита мыла. Чистота, как известно, залог здоровья. Врачи предупреждают: «Грязное белье, нечистое тело служат лучшими условиями для пребывания и размножения вшей, что вызывает тиф». А как быть, если мыла нет и его поставки не предвидятся? В протоколе заседания горисполкома от 25 декабря 1941 года отмечается: «Получаемые технические жиры с мясокомбината выводятся за пределы Омской области, загружая встречными перевозками железнодорожный транспорт, тогда как на месте из этого техжира возможно производить мыло.

Поручить Генплану возбудить ходатайство перед правительством о разрешении использования всего количества техжиров на выработку мыла для удовлетворения социально-бытовых предприятий города. Обязать тов. Плотицина обеспечить выработку мыла до конца года в количестве 10 тонн».

Сверху приходит «добро». В другом распоряжении местные власти решают для выработки мыла направить с Товарного двора ст. Тюмень на мясокомбинат кальцинированную соду. В том же 41-м году горисполком рассматривает вопрос об обеспечении мылом соцбытовых учреждений и госпиталей г. Тюмени. Выносится решение: «1. Обязать Тюмгорторг (т. Ударцева) принятое мыло с мясокомбината зарезервировать у себя на складе. 2. Распределение мыла со склада Тюмторга производить с разрешения Горторготдела т. Лопатиной…».

Словом, мясокомбинат в годы войны обеспечивал тюменцев не только продуктами питания, но и главным моющим средством. К директору предприятия тов. Плотицину регулярно поступали заявки от эвакогоспиталей на снабжение их хозяйственным мылом в количестве 50 кг за наличный расчет. Тюменцы вспомнили и о народных моющих средствах: щелоке, некоторых растениях, обладающих дезинфицирующими свойствами. В мыло добавлялась и глина.

Под грифом «секретно»

Так удалось ли избежать распространения опасной инфекции? «Исполком областного Совета отмечает, что в ряде районов области – Тарском, Знаменском, Колосовском и Дзержинском – заболеваемость сыпным тифом резко возросла (цитирую решение исполкома Омского областного Совета от 29 июня 1943 года. На документе стоит гриф «Секретно»). Особую беспечность по борьбе с сыпным тифом проявил исполком Знаменского райсовета (председатель т. Бияков). Под предлогом отсутствия питания в селе Ново-Ягодном Знаменского района закрыли больницу, сыпнотифозные больные были выписаны и послужили источником массового заражения. Врач Ново-Ягодного врачебного участка тов. Мерзляков выписанных из больницы сыпнотифозных больных оставил без наблюдения, медицинского обслуживания и санитарной обработки». Как следует из документа, за проявленную преступную беспечность некоторые ответственные лица были сняты с работы, врач Мерзляков получил взыскание. Какое конкретно – не указывается.

Власти принимают строгие меры: «Обязать председателя исполкома Знаменского района т. Биякова немедленно восстановить в селе Ново-Ягодном больницу, наладить питание и дать объяснение в исполком областного Совета о причинах ее закрытия не позднее 4 июля 1943 года; предупредить председателей исполкомов райсоветов: Тарского – т. Правдина, Знаменского – т. Биякова, Колосовского – т. Мещалкина, что они, если не ликвидируют до 1 июля с. г. заболевание сыпным тифом, будут привлечены к ответственности; обязать директоров мединститутов – Омского, 2-го Московского и Кубанского (размещенного в гор. Тюмени) – направить в распоряжение облздравотдела для профилактической работы в районах области на август-сентябрь студентов VI-V курсов, из расчета: Омский мединститут – 70 студентов, 2-й Московский – 40, Кубанский – 25; обязать облторготдел – тов. Ефремова – срочно выдать наряды на продукты питания для больниц Знаменского и Тарского районов с учетом дополнительных инфекционных коек».

К тревожной проблеме власти вновь обращаются 13 августа 1943 года. На решении исполкома № 966, кроме грифа «секретно», стоит еще и указание: «Снятие копий и выписок категорически воспрещается». Сейчас на документе значится и другой гриф – «рассекречено», и я делаю выписки: «Исполком областного Совета отмечает, что санитарное состояние области неудовлетворительно. Наиболее пораженными районами сыпным тифом являются: Ишимский – 131 случай, Колосовский – 143 случая, Вольно-Укский – 186, Тарский – 261, Вагайский – 124, Знаменский – 219, Дубровинский – 81, Седельниковский – 232, Ялуторовский – 132.

Наблюдается значительный рост заболеваемости брюшным тифом. Особенно неблагополучны г. Омск – 293 случая, Тюмень – 33 случая, Ялуторовск – 63».

В документе указывается на ряд причин, которые способствовали распространению заразы. Не была обеспечена бесперебойная работа бань, простейших дезокамер, не организована надлежащая очистка города, Облздравотдел не мобилизовал медицинских работников на скорейшую ликвидацию очагов сыпного тифа, не налажен контроль за постановкой противоэпидемической работы на местах, имели место случаи поздней госпитализации сыпнотифозных больных и несвоевременной санитарной обработки, ряд районов сорвал строительство коммунальных бань.

На двух листах документа в 11 пунктах с подпунктами расписаны меры по борьбе с инфекционными заболеваниями. Приведу для примера лишь некоторые: обеспечить бесперебойную работу бань, создать при банях, санпропускниках и больницах месячный запас топлива, провести силами медработников и советского санитарного актива подворный обход всех населенных пунктов с целью выявления подозрительных больных, санитарную обработку эпидочагов и навести чистоту и порядок в жилых домах и общежитиях. Обеспечить бесперебойное хлорирование воды на городских и ведомственных водопроводах. Построить к 1 октября 1943 г. при крупных коммунальных домоуправлениях, больницах, госпиталях и столовых не менее 20 биотермических камер (5 камер непосредственно в Тюмени).

И, конечно же, областной исполком потребовал провести совещания работников здравоохранения по вопросу борьбы с эпидемическими заболеваниями, а горисполкомам Омска, Тюмени, Ишима и Тобольска – сессии, на которых заслушать отчеты о санитарно-эпидемиологическом состоянии городов и наметить меры усиления противоэпидемической борьбы и улучшения благоустройства городов.

НА СНИМКЕ: бывший госпиталь на ул. Семакова.