Медиакарта
12:54 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Новые линии – новая продукция

Новые линии – новая продукция
11:39 | 15 февраля 2011
Источник:

Сергей ХАНИН

Андрей ЧЕРЕПАНОВ (фото)

К сожалению, многие тюменские предприятия в силу разных причин прекратили свое существование. Взять, к примеру, завод АТЭ или камвольно-суконный комбинат, с которым складывается непонятная ситуация. А как обстоят дела с предприятиями пищевой отрасли?

С этим вопросом мы перешагнули порог старейшего в Тюмени гормолзавода – в этом году ему исполняется 80 лет. Раньше находился на Червишевском тракте, неподалеку от хлебокомбината, но с декабря 1992-го перебрался на улицу 30 лет Победы и отныне зовется ОАО «Тюменьмолоко». О житье-бытье завода рассказал его исполнительный директор завода Михаил Мишуков.

Ширится круг поставщиков. Увы, некогда знаменитый Абатский маслозавод приказал долго жить, и теперь тамошние крестьяне, как и селяне соседнего Сорокинского района, будут сдавать молоко на Тюменский гормолзавод. Договоренность по этому вопросу в принципе достигнута. Сейчас же на предприятие поступает целебное сырье из Заводоуковского, Ялуторовского и Тюменского районов.

Пока идем коридорами, задаю вопрос о бруцеллезе, который довольно часто поражает личный скот. Михаил Александрович успокоил: «Все под контролем».

Далее директор не без гордости замечает:

– В сентябре новую линейку запустили.

Интересуюсь, что за линейка такая. Оказывается, закупили итальянское оборудование по изготовлению особых пластиковых бутылок объемом 0,33; 0,9 и 1,4 литра. Тара эта называется «ПЭТ-бутылка». Время пакетов (финпаков), по мнению Михаила Алексанлровича, постепенно уходит в прошлое. Цена молока в бутылке, конечно, несколько возрастает по сравнению с пакетом, зато удобно пользоваться: молоко никогда не прольется и хранится до десяти дней. Правда, длительность хранения заслуга не только новых бутылок, но и нового оборудования – гомогенизатора «Tetra Pak». В структуре молока, как пояснил мой экскурсовод, имеются жировые шарики. Их необходимо разбить, этот процесс и происходит в гомогенизаторе, представляющем небольшой контейнер из нержавеющего металла.

Уже в этом году горожан и жителей области ждут новые виды молочной продукции Тюменского гормолзавода. Это и бифилайф, и различные пастеризованные сыворотки: «гранат-манго», «лимон-зеленый чай», «апельсин-розовый грейпфрут». Густые йогурты в стаканчиках вытесняются питьевыми йогуртами с сиропными наполнителями, к примеру, «японская слива» или «клубника-ваниль».

Входя в первый цех, Михаил Александрович предупреждает:

– Мы модернизируемся постепенно, еще много оборудования осталось с советских времен. Но в этом есть и свои плюсы: не умеем делать продукт плохого качества.

В цехе стоит дух кисломолочных продуктов, который постепенно сменяется запахом марганцовки. Мишуков говорит, что это озон. По технологии необходимо, чтоб воздух был ионизированным, отсюда и столь специфическое амбре. Цех огромный, мокрый пол изрезан неширокими канавками, по которым убегает вода. Женщины работают в резиновых фартуках и сапогах.

Сначала мы подошли к агрегату, что выпускает ПЭТ-бутылки. Михаил Александрович пояснил принцип его работы. Заготовки для бутылок небольшого размера устанавливаются на конвейер, по которому загоняются в форму, где при высокой температуре и при помощи мощной струи воздуха выдувается бутылка требуемого объема.

Процесс полностью автоматизирован. Упаковка разворачивается, наполняется молоком, пакет «прошивается», обрезается и скатывается на транспортер, по которому устремляется к упаковщикам. Те укладывают его в специальную тару.

Неподалеку аппарат фасовки сметаны. Готовый уже продукт, так же, как и молоко, подается по трубам, а агрегат самостоятельно расставляет внутри себя пластмассовые стаканчики, наполняет их сметаной и плотно закрывает фольговой крышкой.

Творог готовится в огромных ваннах. В них, вращаясь вокруг своей оси, ходят друг за другом две огромные рамки-решетки. Творог, оказывается, также движется по трубам. По ним под давлением он направляется к двум вертящимся под небольшим углом барабанам, под которыми стоят на тележках выстланные вафельными полотенцами корыта величиной с прицеп легкового автомобиля. Из барабанов творог высыпается в эти тележки.

Неподалеку стоит ванна, в которую с шумом Ниагарского водопада устремляется творожная сыворотка. Из ванны она направляется в желоб в полу и уходит в канализацию. Ценнейший продукт, так называемый жидкий кальций. В скором времени этому придет конец, сыворотку будут упаковывать в бутылки, и она появится в продаже.

Этажом выше находится цех подготовки молочных продуктов. Здесь установлены старые и новые сепараторы, тот же самый гомогенизатор, огромные танки (вертикальные цистерны из нержавеющей стали), где и готовятся различные виды молочной продукции. Работа в них происходит по строго заданной технологии. В небольшом заквасочном цеху – танки поменьше, в них, как пояснил директор, живут различного рода грибки, живые организмы, необходимые для приготовления заквасок. Возле одного из танков аппаратчица Наталья Устинова из трубы выдернула заглушку. Интересуюсь, зачем она это сделала?

– Сейчас емкость вымыли, вот и вынула заглушку, чтоб вода не попала в продукт.

– В чем заключается работа аппаратчицы?

– Моем, парим, пастеризуем. Чем чище, тем лучше. Я 26 лет здесь работаю, микробов за версту чувствую. Дома ни одна баночка не взорвется, когда консервирую дачную продукцию.

Посетили мы и склад готовой продукции. Здесь довольно прохладно. Обращают на себя внимание сметана и творог в огромных пластмассовых ведрах. Хозяйка склада Светлана Ярунова поясняет: в таких емкостях продукт поставляется в школы, детдома, столовые и прочие муниципальные учреждения. Продукция с красным рисунком – специально для магазинов «Пчелка», «Мосмарт»; упаковки зеленого цвета – для сети магазинов «Монетка». Почти везде нарисована жизнерадостная «позитивная» корова.

– Современные технологии требуют перехода на новое, более компактное оборудование, – заключил экскурсию Михаил Александрович. – В результате освобождаются площади, что дает возможность устанавливать на производстве новые линии. А это – новые виды продукции, которые появятся на прилавках магазинов.