Педагог Тюменского государственного нефтегазового университета как-то рассказывала о своем пятилетнем сыне. Высказывания мальчика были грубыми, а поведение – агрессивным. Вы и сами могли не раз наблюдать, как ребятня на улицах, не стесняясь и не задумываясь, что это некрасиво, демонстрирует «блатной сленг». Мы были другими в их возрасте… Так что же изменилось за последние пятнадцать лет? Поразмышлять над данным вопросом у нас появилась возможность в рамках ежегодного регионального конкурса «Хрустальный апельсин». На нем мы готовимся представить свой проект «Цветы будущего».
Во все времена мультфильмы считались не только развлечением, но еще и примером для подражания. В наши дни практически ничего не изменилось… кроме самих мультипликационных постановок.
Каждый родитель изумляется, видя своего ребенка в гневе, крушащего все вокруг. Конечно, такое состояние пугает, хотя кто-то может списать поведение на врожденную гиперактивность… К сожалению, в суете будничных дней следить за ребенком, контролировать, чем он занимается, какие передачи и мультфильмы смотрит, сложно. Так, главным учителем и пособием по жизни для малышей во многих семьях часто становится телевизор, и в детский мир разом врываются вампиры, демоны, злодеи всех мастей, формирующие детское мировоззрение… Да, современные мультфильмы по большей части являются пропагандой агрессии и насилия.
Если проанализировать образы героев мультиков, ежедневно транслируемых на таких каналах кабельного ТВ, как «Jetix», «Nickelodeon» и «2х2», и отпечатываемых в детском сознании, можно сильно удивиться. Образ женщины абсолютно лишен романтического ореола. Высмеиваются традиционные женские качества – застенчивость, бескорыстие, скромность. В мультсериале «Винкс. Школа волшебниц» поражают открытостью костюмы главных героинь. Неудивительно, если после просмотра мульт-фильма «Мадагаскар» ваше чадо будет изъясняться «модными» выражениями: «чувак», «улетно», «ну че, рванем?». А еще пятнадцать лет назад такое нельзя было даже представить. Никому и в голову не приходило, что трусливого зайчонка может по-настоящему съесть серый волк, старую Бабу-ягу легко обводил вокруг пальца смелый деревенский парень, а кот Леопольд учил ребят жить дружно. Авторы понимали, для кого они трудятся, и все их работы отражали лишь любовь и трогательную заботу
о детях.
Американский психолог Дэйвид Гроссман одним из первых доказал, что агрессивные фильмы и игры заражают агрессией. Жестокость и аномальные действия на экране провоцируют жестокость и аномальные действия в жизни. В документальном фильме «Виртуальная агрессия» из цикла «Школа родителей» документалист Валентина Матвеева с группой исследователей также приходят к выводу, что современные мультфильмы губительно влияют на неокрепшую психику детей. Судя по западным публикациям, работники американского и европейского телевидения не позволяют своим чадам смотреть то, что они производят, и ограничивают их просмотром спокойных и приличных телепередач. Сегодня российские дети наблюдают откровенные сцены насилия, а завтра из них вырастет целое поколение, олицетворяющее жестокость.
Что же делать? Во-первых, не паниковать. Если ребенок привык смотреть мультипликации с быстро меняющимися кадрами, яркими картинками, звуковыми спецэффектами, то психологи советуют снижать уровень звука при просмотре или же пытаться переключать внимание малыша на другие мультики. Выключать телевизор на середине действа не рекомендуется – это как раз спровоцирует агрессию. К тому же запретный плод сладок, и именно этот мультик может оказаться для вашего крохи наиболее желанным.
Во-вторых, перед тем как включать ребенку очередной мультфильм, необходимо посмотреть его самим. Необходимо четко соблюдать возрастные ограничения. Для детишек трех-пяти лет сюжет должен быть очень простым, действия – достаточно медленными, картинка – яркой, без излишней фоновой нагрузки. Пяти-семилетним попробуйте предложить более сложный сюжет с фоновой заставкой.
В первом и во втором случае мультфильмы должны быть понятны детям, иначе у них пропадает интерес к просмотру. Также важно соблюдать ограничения и по времени просмотра. Лучше всего смотреть мультфильмы «порциями»: например, дважды в день по пятнадцать минут.
В-третьих, старайтесь подбирать для просмотра такие мультики, в которых добро побеждает зло. Взрослым необходимо трепетно оберегать свои «цветы жизни», иначе будущее может оказаться не таким красивым и добрым, как в детской сказке.
Эльвина ГАЛИМХАНОВА, Анна МАСЛЯКОВА