Медиакарта
16:00 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сергей Перепелкин: «Любить искусство – дорогое удовольствие»

Сергей Перепелкин: «Любить искусство –   дорогое удовольствие»
14:41 | 16 февраля 2011
Источник:

Приставать к живописцу с просьбой растолковать замысел его картины – занятие неблагодарное. В лучшем случае последует ответ: «Если все можно рассказать словами – зачем тогда махать кистью?»

На персональной выставке главного художника Тюменского государственного театра кукол и масок Сергея ПЕРЕПЕЛКИНА посетители лишних вопросов не задавали, полагаясь на интуитивный уровень, зато книга отзывов изобиловала восторженными откликами.

С Сергеем Михайловичем мы говорили о творчестве, о театре...

«Я всеяден»

— Кем вы себя ощущаете: театральным художником или свободным живописцем?

— Я, конечно, театральный художник, но полностью «раствориться» в эскизах и декорациях не могу. Театр я очень люблю, душа моя ему принадлежит. Кукол я начал делать уже в зрелом возрасте и продолжаю учиться, читать умные книжки. Ну, а кроме того, меня привлекает как традиционное, так и концептуальное искусство, я «всеяден». Меня интересует музыка, литература, я сам пробую что-то писать, правда не знаю, насколько успешно.

— Отражаются ли в ваших куклах характеры знакомых и друзей?

— Разумеется. Мои друзья узнают себя, но никто не обижается. Наоборот, порой жалуются: «Почему ты изобразил мою жену, а не меня?»

— Легко ли делать одежку для сказочных персонажей?

— Фасоны кукольных костюмов я придумываю сам. Хожу по магазинам, выбираю ткань. Большой сложности здесь не вижу. Если уж в начале девяностых годов прошлого века, мы умудрялись изобретать шикарные наряды, то сейчас нужны только деньги, а желаемое будет к вашим услугам. Но неважно, из бархата или синтетики сшита королевская мантия: главный «материал» – талант художника.

Чисто тюменского искусства нет

— Влияет ли на ваше творчество Запад?

— Я считаю себя человеком европейской культуры. Увлекался и абстракционизмом, и поп-артом. Мало того, я считаю, что «чисто русского» или, например, «истинно сибирского» искусства не бывает. Как известно, Кремль строили архитекторы-итальянцы. Много хорошего я нахожу даже в американских мультиках, которые все так ругают.

— Смогли бы вы работать в театре кукол где-нибудь за границей?

— Думаю, что да. Хотя в Европе крупных театров с большим коллективом актеров, с режиссером и директором нет. Есть маленькие, которые создавались веками: к ним люди относятся очень трепетно и всячески берегут. Английский Панч, итальянский Пульчинелло, японский Бунраку, индонезийский Вайянг Кулит там чрезвычайно популярны. В Чехии публика уже двести лет подряд валом валит на спектакль «Волшебная флейта» с музыкой Моцарта.

— Сергей Михайлович, вы не только художник, но и искусствовед. Тюмень, на ваш взгляд, город культурный или так себе?

— Город наш хороший, у него есть своеобразная атмосфера. Тюменцы – доброжелательные, толерантные, бойкие, но не «продвинутые» в художественном плане. Мне кажется, что тюменцы – и власть имущие, и просто «потребители культурных благ» – относятся очень расточительно к тому, что они имеют. У нас есть замечательные художники, которым нужно... нет, не денег, а элементарного внимания. Я назову лишь несколько имен: Оля Трофимова, Саша Кухтерин, Саша Чемакин, Александр Новик. Иногда мне приходится слышать утверждения, будто в Тюмени никто не ходит на выставки, в музеи. Но чему удивляться, если это слишком дорогое удовольствие. Просмотр всех экспозиций в Тюменском государственном музее изобразительных искусств до недавнего времени обходился в пятьсот рублей. Правда, с января сделали единый билет ценой 320 рублей. Школьники, студенты, пенсионеры имеют льготы. Между тем, посещение Русского музея стоит двести рублей. В Испании, визит в Каза Баттла Гауди, стоит шестнадцать евро. Это, наверное, только наша проблема – к сожалению, вся культура и все искусство сосредоточены только в Москве и Санкт-Петербурге. Моя бы воля – я все музейные фонды забрал из этих городов и раздал бы в провинции...

Наталия КОВАЛЕВА