Слава Батт рос как и все сельские парнишки: занимался спортом, любил бегать, прыгать, гонять с пацанами мяч. В школе был всегда на виду, принимал участие во всех соревнованиях. Окончив Новолоктинскую среднюю школу, пошёл по направлению от военкомата учиться в ДОСААФ на водителя. Машины любил с детства, поэтому обучение давалось легко. Да и кто в деревне не садился к отцу в трактор, за штурвал комбайна? Большинство сельских парней с техникой на ты.
Получив права и открыв категории А, В, С, Вячеслав ушёл служить в армию. Физически крепкого, подготовленного сибиряка охотно взяли в ВДВ. В мае 1994 года он прибыл в Наро-Фоминск, 106-ю воздушно-десантную дивизию 119-го парашютного полка. Так сбылась мечта парня попасть в элитные войска. Служба в ВДВ – не сахар: постоянные тренировки, прыжки с парашютом, занятия по рукопашному бою… Десантник должен быть хорошо обучен и готов к любым неожиданностям, ведь именно ВДВ являются самой мобильной, оперативно реагирующей на любые возникающие угрозы группировкой российских Вооружённых Сил.
Так как у В.А. Батта было водительское удостоверение, его распределили в роту материального обеспечения и доверили автомобиль «Урал». Вячеслав возил продукты, вещи для полка. За это время он исколесил полстраны.
– Одиннадцатого января 1995 года всех построили на плацу и объявили фамилии тех, кто едет в Чечню, – вспоминает В.А. Батт. – На подмосковном аэродроме Кубинка нас вместе с техникой загрузили на борт ИЛ-76 и отправили во Владикавказ. В общей сложности туда улетело 76 самолётов. Нам говорили, что в Чеченской Республике идут боевые действия, но как-то не особо в это верилось. Мы были молоды, беспечны – казалось, что ничего страшного с нами никогда не произойдёт. Всю дорогу смеялись, шутили. Война нам представлялась обычным приключением, не более.
Уже на месте двое суток дожидались прибытия остальной группы, затем колонной выдвинулись до Грозного. Предстояло пройти порядка 150 километров. Не доходя до города 10-15 км, разбили палатки. Перед нами стояла задача – наведение конституционного порядка в Чеченской Республике. Квартал за кварталом мы освобождали Грозный. Наш полк принял участие также в боях за города Гудермес, Аргун, деревню Джалка. Я подвозил боеприпасы, часто пробирался до своих под обстрелом.
С первой Чеченской войны не вернулись 18 моих сослуживцев, а скольких ранило! Мы столкнулись с жестокой реальностью и за эти четыре месяца сразу повзрослели.
За участие в боевых действиях В.А. Батта наградили медалью «За отвагу». Война для Вячеслава закончилась в апреле 1995 года. На эшелонах десантников отправили в Кантемировскую дивизию, а уже оттуда – в свой полк.
– В том же году наша страна отмечала 50-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне, – вспоминает Вячеслав Андреевич, – и мы как участники боевых действий приняли участие в торжественном параде, проходившем в Москве. Это незабываемое событие: пройтись по Красной площади, почувствовать свою причастность к великой стране, к одной из лучших армий мира – мечта каждого солдата.
Демобилизовавшись, В.А. Батт вернулся в родное село, устроился на работу в СХП «Новолоктинский». Спустя два года уехал в Ишим, женился. С 1999 года устроился в Ишимское УМН ремонтировщиком резиновых изделий в цех технологического транспорта и спецтехники.
– Эта работа мне по душе, – делится Вячеслав, – мне нравится ремонтировать технику, я и дома постоянно вожусь с машинами. Ведь только при хорошем уходе и техобслуживании автомобиль будет всегда на ходу.
У В.А. Батта двое сыновей – десятилетний Иван и четырёхлетний Андрей. Проживая в частном доме, Вячеслав как человек, выросший в деревне, держит подсобное хозяйство. На его подворье имеются свиньи, куры. Мальчишки охотно помогают отцу управляться, а ещё они с большим удовольствием возятся вместе с папой с техникой.
Вячеслав – заядлый охотник, и это увлечение у него ещё со школы. Среди его трофеев лоси, косули, кабаны. С открытием сезона Вячеслав Андреевич старается проводить выходные в лесу.
– Свежий воздух, адреналин, азарт помогают мне настроиться на рабочую неделю, – говорит В.А. Батт, – на охоте я просто отдыхаю душой.
Уже прощаясь с Вячеславом Андреевичем, задала ему вопрос: может ли чему-нибудь научить война? На что он мне ответил коротко и ясно: «Ценить жизнь».