Медиакарта
21:36 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Тарифы, которые мы выбираем

10:37 | 17 февраля 2011
Источник:

Ольга РАДУТНАЯ

Хотя перманентное повышение тарифов стало неотвратимым, как Новый год, январские квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг неприятно удивили. Каким образом формируются тарифы, из чего они состоят и можно ли их снизить, рассказал журналистам директор департамента по тарифной и ценовой политике Тюменской области Сергей Нарбутик.

Он начал с «ликбеза», напомнив о структуре оказываемых нам услуг. Они состоят из жилищных (содержание и ремонт жилого фонда, уборка придомовой территории, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, управление многоквартирным домом и т.д.) и коммунальных (водоснабжение, канализация, отопление, газо- и электроснабжение).

Оказывается, плата за жилищные услуги для собственников, выбравших способ управления, устанавливается на общем собрании. «Как жильцы решат, сколько платить, столько и будут», – уверил Сергей Викторович.

Не знаю, не знаю… Может, там, где созданы ТСЖ, и проводились подобные обсуждения, а вот управляющие компании обошлись без китайских церемоний. Никто не уведомил жильцов о возможности участия в формировании тарифов, не проинформировал о предварительном раскладе.

Тарифы на коммунальные услуги регулируются государством. Регулирование происходит на региональном и федеральном уровнях. Предложения субъектов РФ, пройдя на местах сквозь сито экспертиз и согласований, рассматриваются затем федеральной службой по тарифам, после чего специальным приказом устанавливаются предельные индексы их роста. В этом году средняя плата за жилищно-коммунальные услуги для населения не должна превышать 15%. Впрочем, по отдельным видам услуг допускается варьирование: водоснабжение и водоотведение – 15,3%, тепло – 15%, электроэнергия – 10,2%, природный газ – 15%, сжиженный газ – 4,3%. Сколько это по деньгам, лучше расскажут платежные квитанции.

За соблюдением тарифов, по словам Нарбутика, установлен тотальный контроль, вплоть до Правительства и Президента РФ. За нарушение порядка ценообразования на руководителя организации налагается административный штраф до 100 тыс. рублей, а на предприятие – в двукратном размере излишне полученной выручки. Кстати, с нынешнего года все компании, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, обязаны раскрывать информацию о их реализации, тарифах.

Основным фактором, влияющим на повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг, является рост цен на топливно-энергетические ресурсы. Это, в свою очередь, в немалой степени зависит от степени инфляции в стране. «Наша задача – снижать рост тарифов до уровня инфляции. Но это проблема не одного дня и даже не одного года, – подчеркнул Сергей Нарбутик. – Сегодня мы ищем варианты, которые бы позволили сократить ценовую нагрузку на бюджет и сдержать тарифы».

Уменьшить плату за коммунальные услуги можно за счет энергосбережения и снижения издержек и потерь. До 2012 года, напомним, граждане должны установить приборы учета холодной и горячей воды. Стоят они недешево, зато в дальнейшем появляется возможность экономить. Установка двухтарифного счетчика, если вы относитесь к «совам», – реальный шанс меньше платить за электричество.

Самая затратная статья – теплоснабжение: 677,77 рубля за гигакалорию или 23,08 руб. с квадратного метра по нормативу. При расчете по общедомовому счетчику тариф платы вычисляется делением суммы по счету, выставляемому Теплосетями ТСЖ или управляющей компанией, на общую площадь в доме. Как будто должна быть экономия (есть возможность регулировать подачу тепла в зависимости от температуры наружного воздуха), но на деле выходит иное. Моей коллеге за 100 квадратов нащелкали более пяти тысяч рублей. Сергей Нарбутик пообещал разобраться.

Вызывает вопрос, кто должен покупать дорогостоящий прибор учета тепловой энергии, оплачивать его монтаж? Снова жильцы? В некоторых платежках эта графа уже наличествует. Небезынтересен и такой момент: некоторые управляющие компании не торопятся приобретать общедомовые счетчики. Иначе на кого списывать потерю тепла и воды через свищи и трещины в трубопроводах? Впрочем, разработанные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями коммунального комплекса дают надежду. Не последнюю роль играет повышение инвестиционной привлекательности ЖКХ для частного капитала. Однако все это возможно при переходе на долгосрочное тарифное регулирование. Пока тарифы определяются лишь на текущий год.

…Снова всплыл вопрос, почему мерилом расчета за многие виды жилищных услуг (лифт, вывоз мусора и т.п.) является площадь жилья? Да, прав Сергей Нарбутик, так прописано в Жилищном кодексе. Но ведь сей документ, в котором много несообразностей, составлялся простыми смертными и давно требует доработки. Что ж мы молимся ему, как какому-то сакральному тексту? За уровень комфортности человек уже заплатил, покупая квартиру. А при расчетах за содержание собственности надо руководствоваться простейшей логикой. К примеру, такая жилищная услуга, как вывоз ТБО, должна оплачиваться по тарифу за 1м3 с человеко-пользователя. Разве не глупость – брать за утилизацию ртутьсодержащей лампочки пять копеек с квадратного метра занимаемого семьей помещения? Да и саму плату едва ли можно признать законной. Расходы на утилизацию чего бы то ни было включены в себестоимость продукции заводом-изготовителем. И не важно, где произведена лампочка – в Китае, Германии или в России. Потом товар поступает в торговлю. Окончательным владельцем стоимости утилизации является потребитель, купивший лампочку. Поэтому он вправе требовать деньги за ее сдачу, как за кефирную или водочную бутылку. Не так ли?

Напоследок участники пресс-конференции, вспомнив зарубежный опыт, помечтали, как приходят в магазин, покупают жетон на электроэнергию, исходя из возможностей своего кошелька, вставляют его в систему и… Да будет свет!