В Президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулированы важнейшие установки по модернизации образования в стране. Одним из таких положений документа, определяющего стратегию развития образования на ближайшие годы, является, в частности, проблема внедрения в практику работы всех педагогов информационных технологий, мультимедийного оборудования, иных образовательных ресурсов.
Определенные положительные результаты в решении этих задач наработаны и в Зареченской средней школе.
Учитывая особую важность модернизации образовательного процесса и тем самым улучшения его качества, я хочу коротко рассказать в предлагаемом читателям материале о нашей работе по развитию информационного пространства.
Задачи для себя в этом плане мы сформулировали так: создать материально-техническую и методическую основу для реализации информатизации школы, обучить руководителей и педагогические кадры информационным технологиям, внедрить эти технологии в управленческую и образовательную деятельность, сформировать ИКТ-технологии у участников образовательного процесса.
Надо сказать, что кроме оборудования, которое мы получили по государственной программе компьютеризации, значительно пополнить материальную базу нам позволило и то, что, участвуя в конкурсе «Лучшие школы России» в рамках ПНП «Образование», мы получили солидные финансовые вознаграждения: в 2006 году – поощрительный приз в 500 тыс. рублей, в 2008 – президентский грант в 1 млн.
В настоящее время мы располагаем следующим оборудованием: двумя компьютерами, мультимедийными учебниками – более 40, системой контроля с дистанционными пультами на 15 человек, четырьмя интерактивными досками, семью мультимедийными проекторами, двумя оверхедпроекторами, шестью принтерами, пятью ксероксами.
Наша школа, как и другие, получила возможность выхода в Интернет и почти одновременно с этим в рамках ПНП «Образование» стандартный (базовый) пакет программного обеспечения «Первая помощь 1.0». Это позволило получить доступ к различным программам, так необходимым при проведении уроков с применением информационно-коммуникационных технологий.
В школе идет постоянная работа по повышению информационной культуры учителей. Курсовую переподготовку прошли в Тюмени при ТГУ и институте развития регионального образования в Ишиме. В школе создали медиатеку, которая нужна в первую очередь для решения практических задач по «заселению» многосредового пространства.
Электронные учебники, энциклопедии, путеводители и справочники, являющиеся образовательными компонентами модернизации образовательного процесса, позволяют эффективно решить задачу, сформированную в президентской инициативе – «готовить к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Применение ИКТ дает учителю широкие возможности для использования разработок сценариев уроков, классных часов, родительских собраний, внеклассных мероприятий, разрабатываемых коллегами других школ, территорий.
Кроме того, и мы размещаем свои работы на различных сайтах, участвуем в конкурсах. Назову лишь некоторые из них: областной конкурс «Мой лучший урок», посвященный 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева; муниципальный конкурс под тем же названием в рамках Года учителя; конкурс методических разработок, посвященный 65-летию Победы, «Знаем. Помним. Гордимся»; фестиваль педагогических идей.
С начала учебного года начата работа по созданию электронного портфолио учащихся с полной информацией о каждом из них, его характеристикой, данными о родителях.
Высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда, планово и тщательно формируемая в школе, позволила разнообразить формы деятельности учащихся по самообразованию, повысить их интерес к изучению школьных дисциплин, использовать различные формы организации учебно-воспитательного процесса, развивать навыки анализа информации, исследовательской деятельности.
Мы уверены, что формирование высокотехнологичной образовательной среды позволит системе образования осуществить прорыв к ее открытости, отвечающей современным требованиям.
Маргарита НИЯЗОВА, учитель информатики и математики
п. Заречный