Есть песня-просьба: «Умчи меня, олень, в свою страну оленью…» Как же живет такая страна? Чтобы узнать об этом, мы недавно побывали на обитаемых полянах, но не на оленьей территории, а в снежном доме-заповеднике для косуль и кабанов.
Морозной зимой в этой стране холодно и голодно. Для того чтобы в холод было не голодно, служба охраны животных два раза в неделю накрывает обеденные столы для хозяев снеговых полян.
Вот мы и поехали с таким обеденным визитом вместе с начальником Исетского отдела ГУ ТО «Служба охраны животного мира» Юрием Алексеевичем Шмыгаревым, инспектором по охране животных Евгением Евгеньевичем Гутвиным и егерем Николаем Михайловичем Шороховым.
Впереди на юрком МТЗ-82 – Евгений Евгеньевич. В телеге два рулона сена, мешки с зерном.
Следом по дороге, переметённой прошедшим накануне снегопадом, едем мы на грузовом УАЗике. В кузове – десерт для косуль: травяные букеты-веники.
За рулем Юрий Алексеевич.
…Лес, дорога, метель. Снег – выше колес трактора. Но это шустрое произведение страны батьки Лукашенко маневренно и уверенно движется по снеговой трассе. И как только у нас случается вынужденная остановка, берет УАЗ на буксир.
Да, адреналин вырабатывается стремительно! А рассказываю я это для того, чтобы отметить сложность работы защитников косуль и кабанов, а также других обитателей леса. В любую непогодь им надо добираться до тех лесных полян, где обустроены площадки для подкормки.
Медленно тянутся километры. Лесом дорога незаметённая, а вот поляной, чистиной ехать трудновато. Юрию Алексеевичу, пожалуй, пора выступать во Всероссийском заезде водителей-виртуозов. Мастер-ски он управляет УАЗиком.
Остановились, откопали кусок наста, пластину льда. Рассмотрели, корка имеет металлическую прочность.
– Вот потому и ломают ноги косули. Необходима расчистка дорог вокруг колков, а также их прокладка по лесным граням и полянам, чтобы более свободным было перемещение лесных обитателей, – сказал Юрий Алексеевич.
На пронизывающем ветру, по колено в снегу вовсе не комфортно. Как же терпит все это живность, обитающая здесь?
Юрий Алексеевич замечает:
– А ей главное не только выжить, но и спастись.
Да, это, оказывается, главнейшая забота, ведь браконьеры на снегоходах заезжают и сюда. Их не смущает то, что закрыта охота. И потому частенько эти заезды заканчиваются суровым разговором в охотинспекции или уголовным делом.
Едем дальше. На снежной поляне – тропы, следы. Вдалеке, у березняка видим косулю. Не пугается ведь. Чуть подальше ещё одна пробежала в лес. Проезжаем мимо разрытого муравейника. Юрий Алексеевич нам поясняет, что тут постарались кабаны. Скушали все муравьиные запасы личинок, пополнили свой рацион. Сообразили ведь где искать, как раскопать. Кабанов не видели. Они, оказывается, днем отдыхают, а вечером выйдут на поиски еды.
И вот первая столовая. На снежной поляне метлы. Это то, что осталось от привезенных ранее веников.
В деревянные корыта высыпается зерно из нескольких мешков. Овес любят кабаны. Выкладывается сено. А эти два рулона дал Андрей Ярославцев, руководитель «Березовского». Такую траву обожают косули.
Между деревьями вывешиваются веники, чуть подальше на поляне они втыкаются в снег.
– Кто их заготовляет? Где зерно берете? – спрашиваю.
– Нашему отделу ежегодно доводится план по заготовке веточного корма, сена, изготовлению солонцов, галечников и порхалища. Фуражное зерно приобретается за счет областного бюджета. Кроме этого, нам помогают руководители сельхозпредприятий и охотники – люди понимающие и ответственные. Нынче мы заготовили 1500 веников, запас фуражного зерна – 23 тонны. Засеваем мы весной обычно 65 гектаров полей. Растут у нас зерновые культуры, подсолнечник. Поля – в разных уголках лесных угодий, – говорит Юрий Алексеевич.
Едем дальше. Вторая остановка. Здесь наблюдательная вышка. Обустроено место для зерна. Кабаны регулярно сюда являются, об этом говорит и тот факт, что поляна вовсе не белоснежная, а… Ну понятно какая, свиньи ведь тут кушают, потому свинство полное.
А сколько следов, ведущих в лес, в чащобу!
Третья столовая. Тут два обеденных стола – для взрослых кабанов и огороженный жердочками – для малышей, которые могут пробраться через загородку, а взрослым надо поразмышлять, прежде чем попасть туда. Видны следы этих размышлений – жерди изрядно обглоданы.
Вываливаем зерно, укладываем сено в копешку, вывешиваем веники. А где-то недалеко Исеть, позади Журавль… Холод, снег.
Все, дело сделано. Приятного аппетита, хозяева леса! Сказав это, отправляемся в обратный путь.
Буксуем, прорываемся, потом УАЗ крепится веревкой к трактору и снова вперед! Эх, трос бы крепкий! Эх, технику бы поновей этой беспокойной службе! Много чего надо спасателям, ведь их работа – это экстрим.
Вечер, темно. Едем по снежной трассе. Звонок на сотовый телефон Юрия Алексеевича. Ему передана информация о том, что около Кукушек недалеко от дороги некто на снегоходе застрелил лося и двинулся в сторону Шорохово.
Вот так: кто-то спасает, защищает, кто-то убивает. Бывают, оказывается, люди хуже зверей. Запрещена ведь охота, но если кому-то очень охота, то запрет не закон. Не могут лось, косуля убежать от стремительного снегохода да от оголодавшего стрелка.
На другой день Юрий Алексеевич сказал об этом:
– Возбуждено уголовное дело по факту браконьерства. В деле имеются улики, подозреваемые задержаны по горячим следам. Идет следствие.
Вот таким был наш визит к хозяевам зимнего леса.
Н.Терентьева
Фото О.Бешенцевой