Давненько я собиралась написать об этой простой деревенской труженице, но как-то все откладывала на потом. Может, из-за того, что живем мы в разных селениях. А знаю ее с 1971 года, когда после окончания Тобольского зооветтехникума приехала по направлению на работу в совхоз «Смена». В то время Тюрикамал Фатхулловна работала дояркой на Кульмаметской молочнотоварной ферме. С той поры прошло почти сорок лет. Моя героиня давно уже находится на заслуженном отдыхе. Ей в конце марта нынешнего года исполнится 84 года.
А родилась Тюрикамал в многодетной крестьянской семье в д. Кульмаметской. У родителей росло шестеро своих детей да еще двое приемных мальчишек, сыновей рано умершей сестры матери Тюрикамал. Жили бедно, но дружно. Держали в хозяйстве коров, лошадей, овец. Уже в те годы сажали картофель, сказывалось влияние окрестных русских деревень, но урожай частенько почему-то был скудный. Бывало, до нового урожая своей картошки не хватало. Ходили в деревни Криванкову, Дудникову и другие наймоваться работать за ведро картошки в день.
Четыре класса начальной школы Тюрикамал окончила до войны в родной деревне. Ближайшая школа с обучением на татарском языке в то время была в Казанском. Несколько человек начинали учиться там, в том числе и моя героиня, но из-за трудностей пришлось бросить. Дорога дальняя, а транспорта тогда не было, добираться в школу нужно было пешком. Да и с одеждой-обувью были проблемы. А еще питание и проживание. Так что пятый класс Тюрикамал оканчивала в Вагайской школе. На том и закончились ее «университеты». А она мечтала стать учительницей, но мечте не суждено было сбыться.
Потом началась война. Брата Мухаметрахима еще до войны призвали в армию. Домой он вернулся через семь лет. Старшую сестру, Фахрикамал, забрали в трудармию, ходила на грузопассажирском пароходе на Дальнем Востоке. Было ей, конечно, очень трудно, ведь на пароходе работали одни женщины, а выполнять им приходилось мужскую работу.
Отца Тюрикамал тоже призвали в трудовую армию, хотя возраст его был далеко за 60 лет. Всю войну он трудился в г. Горьком и только после окончания войны вернулся домой.
Во время войны все деревенские жители от мала до велика трудились во имя будущей победы. А еще каждый колхоз должен был направлять в зимнее время людей на заготовку леса за Супру и Карагай. Довелось испытать это и моей героине. Молоденькой девчонкой она пилила лес, рубила сучки, колола дрова. «До каждого доводилась норма, а задание выполнять надо», - вспоминает Тюрикамал Фатхулловна.
А сколько раз приходилось разгружать баржи на пристани Карелино. Тяжеленные мешки забрасывали девушкам и женщинам на плечи, и они тащили их по трапу на берег. А трап при ходьбе раскачивался. Бывали случаи, когда та или иная грузчица с мешком на плечах улетала с трапа в воду Иртыша.
Каких только работ ни пришлось исполнять в войну Тюрикамал. Пришлось и прицепщицей на плуге за трактором потрудиться. Как-то, уже весной 1944 года, везли семенное зерно из Карелино в свой колхоз им. Нариманова в большой лодке на гребях. За веслами сидели 8 девчат. Против течения грести трудно, да голодные все, решили отдохнуть. Причалили к берегу. У одной из них нашлись спички, разожгли костер. В лодке был тазик. Решили пожарить пшеницы на курмач. Получилось, все похрустели жареным зерном, а дома при сдаче не хватило 5 килограммов семенной пшеницы.
Всех восьмерых судили, дали каждой по полтора года тюрьмы. Отсидели в Тобольской тюрьме по полгода, а тут война кончилась и их освободили. Своей подругой с военных лет Тюрикамал считает Шарипову Шарипчамал, с которой всю войну трудились бок о бок в колхозе и в тюрьме сидели вместе. Все радости и горести делили пополам. После войны подруга Тюрикамал уехала в Омск. Были у них встречи, когда Шарипчамал изредка наведывалась в родную деревню, а теперь ее уже нет в живых.
После войны жизнь легкой не стала. Трудилась Тюрикамал Фатхулловна в колхозе им. Н. Нариманова, а позднее - в укрупненном колхозе «40 лет Октября». В основном доила на ферме коров, раздаивала нетелей. Механизации не было, все вручную. А в летнее время приходилось дояркам поочередно пасти коров.
В эти годы Тюрикамал нашла свою судьбу, вышла замуж за молодого деревенского парня Мунавара Абубакирова. А 2 декабря 1949 года в их семье появился первенец Анвар. Через определенное время родилась дочь Шамшикамал, но в двухлетнем возрасте ее унесла болезнь. В это время супруг Тюрикамал служил срочную службу и домой вернулся через пять с половиной лет. Анвару тогда уже исполнилось семь и ребенок долго не мог привыкнуть к отцу.
После возвращения мужа в семье один за другим появились на свет Абиль, Гульсафа, Сабит, Шамиль, Газинур, Мухамет, Мунир, Суфия. В то время никаких декретных отпусков в колхозе не давали, приходилось детей оставлять одних. Старшие доглядывали за малышами. А сама хозяйка большой семьи по-прежнему трудилась на животноводческой ферме. При этом и вся домашняя работа лежала на ее плечах.
«Сейчас подумаю, - говорит Тюрикамал Фатхулловна, - как все успевала сделать? Муж семейных забот почти не касался, постоянно был на колхозной работе. Дома надо прибрать, постирать, а сколько времени простаивала у печи, чтобы хлеба настряпать да еду приготовить детям. Бывало, сама не доедала и не досыпала, все старалась, чтобы детям было хорошо. Да еще забот требовало домашнее хозяйство, без которого тогда было не прожить».
А тут еще, когда самой малой дочери Суфие было лишь 4 месяца, а старший сын Анвар только вернулся из армии, случилась беда: муж добровольно ушел в иной мир. Что его заставило пойти на этот шаг, неизвестно.
Осталась Тюрикамал Фатхулловна в 42 года вдовой с целой оравой на руках. Предлагали ей добрые люди отдать в их семью на воспитание младшую, но у моей героини и мысли не было, чтобы разлучить детей. И ребятишки были всегда против этого. А вот на предложение временно устроить некоторых ребят в Зареченскую школу-интернат она согласилась. Шамиль, Газинур и Сабит оказались в п. Заречном, но побыли там недолго, сбежали.
Больше, по словам Тюрикамал, она не настаивала, чтобы дети вернулись в интернат. Ее брат Абубакир жил с семьей рядом и помогал, чем мог. Правда, прожил он недолгую жизнь, долго болел и умер. А жена его, Х.С. Саитова, и сейчас живет в Кульмаметской, только на другой улице.
С малых лет Тюрикамал приучила своих детей к труду. Они росли послушными и дружными. С детских лет умели косить сено. Но вся тяжелая мужская работа легла на женские плечи. Самой вручную приходилось заготовлять дрова. В сенокосную пору вместе с детьми ставили до 15 стогов сена, ведь надо было еще и план сдачи в колхоз выполнять. Никто ее от этой повинности не освобождал, хотя она и трудилась на колхозной ферме. Причем косить сено приходилось по колкам и другим неудобицам. Это сейчас поля зарастают травой и процентов никто не спрашивает.
В те времена ее мальчишки пристрастились бегать на конный двор, любили лошадей. Конюх им доверял объезжать молодых коней, а за это им даже оплату начисляли. И лошади привязывались к мальчишкам и подчинялись им. Да и для домашних работ им разрешали брать лошадь: на сенокос, дрова или сено привезти и для других дел.
А больше всех любил лошадей Сабит, который впоследствии работал на ферме скотником. После его смерти лошадь, на которой он работал, еще долго приходила к их дому. Тосковала. Все семь сыновей Тюрикамал Фатхулловны отдала стране воинский долг. Из частей, где они служили, матери приходили поздравительные открытки, а на Абиля и Мунира прислали благодарственные письма за достойное воспитание.
Время шло. Права механизатора получили Анвар и Газинур, сварщиками стали Абиль и Мухамет, механиком Мунир, шофером Шамиль, а Гульсафа стала инженером. Почти все дети начинали трудовой путь в своем совхозе «Смена», позднее разъехались по свету.
Газинур с семьей никуда не уезжал. Построил в деревне дом, живет рядом с родительским гнездом. Вернулся домой Абиль, женился, построил добротный дом. Суфия прожила с мужем десять лет на его родине, Украине. А теперь вернулись в Кульмаметскую, живут вместе с матерью. Перестроили общими усилиями родительский дом. На радость матери семья у Суфии прекрасная. Вместе с мужем они воспитывают трех дочерей. Старшая, Марина, в нынешнем году оканчивает Тобольскую социально-педагогическую академию, Ирина учится здесь же на четвертом курсе, а младшая, Елена, обучается на первом курсе Тобольского филиала Тюменского государственного университета.
Каждый год дети и внуки приезжают к матери, проведывают, не забывают. А сама она ездить по гостям, хоть и к собственным детям, не любит. Правда, иногда старшая дочь Гульсафа увозит к себе в Тюмень, но гостит мать у нее недолго - скучает по родному дому.
В 1977 году моя героиня вышла на пенсию, но еще какое-то время, если просили, выходила на ферму доить коров. А в 2001-ом серьезно приболела, после чего ее левая рука не работает. Можно было и группу инвалидности оформить, но дети против. И сама не хочет: не любит по больницам ходить. И так на жизнь хватает, считает она.
Сильно переживает за детей. В родной деревне сейчас работы практически нет. Суфия занимается домашним хозяйством, а зять работает вахтой на стороне. Дома практически не бывает, да и сыновья Абиль и Газинур хоть и числятся механизаторами в кооперативе «Прогресс», но заработки мизерные.
Всего в беседе со мной Тюрикамал Фатхулловна насчитала 11 внучек и 7 внуков, а еще троих правнуков и трех правнучек. Вот какой род пошел от этой женщины. Потому и главной наградой для нее стал орден «Материнская слава» всех трех степеней, а также заслуженная медаль «Ветеран труда», юбилейные медали и звание «Ветеран Великой Отечественной войны».
Годы идут, а Тюрикамал Фатхулловна остается такой же доброй, уравновешенной и гостеприимной, как прежде. Пригласила меня на чай. Прежде на ее столе была разнообразная стряпня. Теперь уже сама не стряпает. Угощала дочкиными постряпушками, не менее вкусными, чем были прежде у нее.
По давнишней привычке многие ее называют тетя Таня или бабушка Таня. Ходит уже с палочкой, а слух и память по-прежнему не подводят. И сейчас помнит любимые блюда своих детей. Абилю нравятся баурсаки, Газинуру с Мухаметом подавай беляши с мясом. Правда, Шамиль, не разбирая, все кушал с аппетитом. Вот Суфия и переняла у мамы все ее рецепты.
27 марта моей героине исполнится 84 года. И я хочу закончить свой рассказ о ней такими стихами:
Мчатся годы быстро, без оглядки.
Пролетают, тают, словно дым.
Я желаю на любом десятке
Оставаться вечно молодым.
Счастья я желаю и здоровья,
И чтобы на все хватало сил,
Чтоб каждый день тебе с любовью
Лишь только радость приносил.
Желаю радоваться жизни
И свету солнечных лучей,
Любви твоих родных и близких
И только добрых новостей.
Екатерина КРИВАНКОВА, председатель первичной ветеранской организации Касьяновского поселения
Фото из семейного архива