Казанская районная газета была основана в конце 1931 года. Тех, кто работал в газете в 30-е годы, мы вряд ли сейчас сможем найти. Но вот женщину, работавшую в редакции во время Великой Отечественной войны, мы разыскали. Это Мария Ивановна КУЗЬМИНА, жительница райцентра. Правда, работала она в редакции бухгалтером, но коллектив тогда был совсем небольшой, всё было на виду, всё делали сообща. Стоит учесть, что с тех пор прошло 50 с лишним лет, и, видимо, что-то из её памяти стёрлось. Тем не менее Мария Ивановна помнит имена и фамилии коллег, как и где они работали. Вот что она мне рассказала:
- Работать я пошла после окончания 7 классов, и было мне всего 15 лет. Год была счетоводом в райпромкомбинате, а потом меня направили в редакцию, так как её бухгалтер Татьяна Андреевна Овчинкина ушла на фронт. Здесь я проработала с 1943 по 1947 год.
Редактором тогда работал Азбель, потом его сменил Федот Шевченко, ответственным секретарём была Наталья Санникова. Располагалась редакция на улице Республики, типография – в доме напротив. Газету набирали ручным способом Фалькова Наташа, Сара Санникова и ещё одна женщина (не помню её фамилии). Печатала газету Наташа Санникова, но не та, что секретарём была, а другая, у них просто имя и фамилия были одинаковыми. Газета выходила раз в неделю. Печатали её до поздней ночи, чтобы к утру всё было готово. Сторожем работала Маруся, она же помогала печатать газету. Да мы все во всём друг другу помогали: и бумажные рулоны таскали, и шрифт разбирали, и в помещении прибирались. Ну и свои непосредственные обязанности, конечно, выполняли. В военное время за всё спрашивали строго. Когда мне, например, надо было сдавать отчёт за год, я везла его в Тюмень. Вначале меня на лошадях доставляли до Ишимского железнодорожного вокзала, а потом я ехала на поезде. Случалось добираться до областного центра и на сцепах между вагонами. Лишь бы в срок сдать отчёт.
У работников редакции и типографии, кроме основных, были и другие обязанности. К примеру, мы выезжали с агитбригадой на полевые станы колхозов и совхозов, узнавали итоги работы и фамилии лучших полеводов, а потом выпускали «боевые листки». Видимо, материал, который собирали во время таких выездов редактор и секретарь, отрабатывался и для газеты. Доводился нашему коллективу план по посеву проса. Мы и сеяли, и сами вручную ( палками, вальками для белья) его молотили. Отправляли нас и на уборочную, чаще всего в Сладчанку. Мы собирали колосья после жатки и вязали снопы. А на другой день молотили их. Немного отдохнём и на 5 подводах (2 лошади и 3 быка) едем из Сладчанки сдавать хлеб в Казанское. Зерно везли в ящиках, установленных на подводах. В заготзерне то, что мы привозили, взвешивали, а потом мы сыпали зерно в мешки, которые на спинах стаскивали в амбары. В ночь ехали обратно в деревню.
Вспоминается такой случай. Я правила последней подводой и отстала от своих. Бык, запряжённый в подводу, не хотел меня слушаться, а шёл вдоль озера Яровского и ел траву. Где же шестнадцатилетней пигалице с ним справиться? Мои напарники потеряли меня, вернулись и вывели быка на дорогу.
Обязаны были работники редакции дежурить ночами в сельском совете, в райкоме партии. Вдруг какое-то срочное сообщение поступит. А ещё нас посылали разносить по селу повестки тем, кого призывают в армию.
В общем, делали всё, что нам поручали, работали не считаясь со временем.
Рассказ М.И. Кузьминой записала Нина РОСТОВЩИКОВА