Учитель -- это не только и не столько тот, кто просто даёт знания. Он всегда был и остаётся образцом поведения для детей, мастером, способным научить своих подопечных находить нужные знания в огромном потоке информации современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями, у него есть какие-то свои приёмы работы и специальные навыки. Но кроме этого, немалую роль всегда должны играть личностные качества педагога, его отношение к ученикам, жизненная позиция. И если профессиональные умения присущи опытным педагогам, за плечами которых не один год работы с детьми, то молодые учителя, только что пришедшие в школу, сталкиваются с множеством трудностей. Как сделать так, чтобы на уроке была хорошая дисциплина? Как правильно общаться с учениками и коллегами? Как разрешить детский конфликт? Все эти знания зачастую приобретаются непосредственно в ходе общения с детьми, на уроках, в каких-то ситуациях.
Выходя из института, молодой учитель думает: меня научили, как вести урок, как давать знания, и это главное. Но на практике получается по-другому: с первым же школьным звонком оказывается, что работу с детьми на уроке невозможно точно запланировать, не столько ученики зависят от учителя, а, наоборот, учитель от них. И не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удаётся успешно начать свою работу в школе. Именно растерянность, нежелание работать с детским коллективом, если что-то поначалу не получается, и становятся главной причиной ухода молодого педагога из школы.
Чтобы помочь начинающему учителю почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии, в Викуловской школе №1 в начале февраля прошло заседание школы молодых учителей. Педагог-психолог С.В. Муромцева и заместитель директора по методической работе И.А. Родионова пригласили на занятие начинающих учителей из школ района. Педагоги приехали из Ермаковской, Каргалинской и Викуловской СОШ №1.
Учителя биологии, химии, математики, иностранного языка, физкультуры, технологии и др. – предметов много, а проблема почти у всех одна: дисциплина на уроке. Кстати, по статистике, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на уроках. С.В. Муромцева предложила разобраться в этом по порядку.
Подробно и доступно, с множеством примеров, она рассказала педагогам о проверенных приёмах, помогающих учителям наладить общение с детьми. Каждый поделился своей проблемой, все вместе думали, как её можно решить.
Интересным наглядным материалом стала презентация, с помощью которой педагоги уяснили несколько правил, как наладить контакт с учеником, помочь ему и себе. Надо сказать, все участники занятия отметили, что все эти приёмы и правила действительно полезны, все обязательно возьмут их себе, как говорится, «на вооружение».
Ценными стали и проведённые психологом небольшие игры-тренинги. Например, молодые учителя пытались узнать на ощупь, что находится в ладони. Как сказала Светлана Владимировна, вот так нужно сначала узнать ученика, не смотря на кем-то приклеенные к нему «ярлыки»: «двоечник», «хулиган», «ябеда»; нужно самому понять, на что способен маленький человек, что ему интересно, а что нет. А каким заряжающим оказался «дружеский массаж»!
Ещё одним интересным пунктом стал разбор педагогических ситуаций. У всех была возможность порассуждать, высказать свои предположения. А напоследок каждый заполнил небольшую анкету.
Светлана Владимировна считает, что такие занятия для молодых учителей просто необходимы. Каждый педагог в начале своей профессиональной деятельности сталкивается с определёнными трудностями. А такие встречи дают не просто какие-то знания и уверенность в своих силах, но и возможность встречаться со своими коллегами из других школ и обмениваться опытом.
Профессия учителя очень сложна и ответственна. И только тогда молодой преподаватель будет работать с удовольствием и с полной самоотдачей, если будет чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников. А такие встречи с коллегами и психологом сделают молодого учителя более уверенным в себе.
Е. ШЕВЕЛЕВА