Медиакарта
0:02 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Взаимовыгодное партнёрство: бизнес и потребители

Взаимовыгодное партнёрство: бизнес и потребители
08:25 | 12 марта 2010
Источник: Наша жизнь

На прошедшей неделе в районной администрации состоялось заседание координационного совета по развитию предпринимательства. В работе совещания приняли участие руководитель управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главный государственный санитарный врач по Тюменской области Г.В. Шарухо, главный врач центра гигиены и эпидемиологии по Тюменской области» А.Я. Фольмер, главный токсиколог Тюменской области В.А. Зырянов, начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Бердюжском, Казанском и Сладковском районах В.И. Нечепуренко. На заседание были приглашены представители малого и среднего бизнеса, работающие в настоящее время на территории Казанского района.


«РОГА И КОПЫТА»

В начале марта в Москве состоялось совещание по вопросам совершенствования контрольных функций и оптимизации госуслуг в сфере здравоохранения и соцзащиты. Премьер-министр РФ Владимир Путин сказал о том, что считает необходимым убрать барьеры для развития бизнеса, одновременно защитив граждан от недобросовестных производителей и поставщиков услуг в сфере здравоохранения и социальной защиты. «С разросшимся бюрократическим хозяйством следует предметно разбираться: нужно убрать барьеры для бизнеса», – заявил Путин. Он отметил важность чёткого определения таких сфер, где на самом деле нужен прямой государственный контроль, а также механизмов защиты прав граждан, которые нужно целесообразно использовать. По словам премьер-министра, сейчас существует масса барьеров для нормального бизнеса и инициативных законопослушных граждан. «Хочешь выпускать специальную технику для инвалидов, устанешь получать разрешения и лицензии. Открыть новую клинику, внедрить современное оборудование, технологии и препараты сложно и очень затратно. А вот столкнуться с конторой «Рога и копыта» под гордой вывеской «Медицинский центр» несложно», – отметил премьер-министр.

О сотрудничестве представителей бизнеса и Роспотребнадзора рассказала присутствующим на совещании Г.В. Шарухо.

– Для продвижения на рынок потребительских товаров необходимо получить массу разрешительных документов или пройти обязательную государственную регистрацию. В управлении федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Тюменской области был создан совет по развитию малого и среднего бизнеса. Цель его создания – снижение административных барьеров, – сказала Галина Васильевна. – В совет вошли и промышленники, и предприниматели, и представители надзорных органов, и начальники территориальных отделов Роспотребнадзора. При прокуратуре Тюменской области создан аналитический совет по развитию предпринимательства Тюменской области. Его возглавил губернатор области В.В. Якушев. На совете уже в 2009 году был рассмотрен ряд важнейших вопросов, в том числе и соблюдение законодательства. К примеру, федеральный закон № 294, принятый в декабре 2008 года, регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Предприниматели должны знать этот закон и применять его на практике.


ПРОВЕРОК – МЕНЬШЕ, ДОВЕРИЯ – БОЛЬШЕ

– С 2010 года план работы с представителями малого и среднего бизнеса был направлен в прокуратуру Тюменской области, – продолжила Г.В. Шарухо. – В соответствии с федеральным законом № 294 (статья 9) плановые проверки проводятся специалистами Роспотребнадзора не чаще 1 раза в три года. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года. О проведении проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются заранее.

Закон предусматривает и проведение внеплановых проверок. Основанием для этого являются жалобы, заявления от граждан, органов исполнительной власти. К примеру, в заявлениях изложена информация о том, что на каком-то из предприятий причинён вред здоровью, что-то угрожает жизни граждан и т.д. В этом случае обязательно будет проведена внеплановая проверка, во время проведения которой Роспотребнадзор вправе выдать предписание, в котором указываются все нарушения. Контроль над выполнением данных предписаний также возложен на службу. К нарушителям применяются меры административного взыскания, адекватные выявленному правонарушению.

– Наша задача – не только наказывать предпринимателей за несоблюдение законодательства. Все вместе мы должны работать так, чтобы санитарно-эпидемиологическая ситуация в регионе была стабильной, чтобы не было вспышек инфекционных заболеваний. В итоге чтобы улучшалось качество жизни людей, – отметила Г.В. Шарухо.


НЕ СЕРТИФИКАЦИЯ, А ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

На совещании в Москве 2 марта председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин предложил обсудить вопросы совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения, социального развития, санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительского рынка. На совещании было отмечено, что в настоящее время ситуация в этой области далека от благополучной. Существующая система требует получения разрешительных документов по всей технологической цепочке движения товаров и услуг. При этом стоимость государственных услуг в ряде случаев не установлена законодательством и взимается по усмотрению лиц, проводящих экспертизу. В некоторых случаях пошлина за лицензирование не компенсирует затрат федерального бюджета в связи с оказанием государственных услуг.

В средствах массовой информации уже сообщалось, что обязательная сертификация продуктов питания и косметики будет заменена декларациями о соответствии. Вступило в законную силу постановление правительства от 15 февраля 2010 года, в котором прописано, что за качество товаров будут отвечать сами производители.

Г.В. Шарухо отметила, что если сертификаты заменены на декларации, это не значит, что на полки наших магазинов хлынет некачественный товар.

– Ответственность за качество товаров и услуг целиком и полностью ложится на предпринимателей, – сказала Галина Васильевна. – Об этом же говорил на совещании главный государственный врач РФ Г.Г. Онищенко. Он отметил, что «только повысив ответственность товаропроизводителей, можно навести порядок».


ЖАЛОБ МЕНЬШЕ НЕ СТАНОВИТСЯ

Г.В. Шарухо говорила также о том, что в управление Роспотребнадзора по Тюменской области продложают поступать жалобы от населения на некачественные товары и услуги. «Лидируют» непродовольственные товары (в основном это сложная бытовая техника), чуть «отстают» от них продовольственные товары. Жалуются люди и на медицинские, транспортные, туристические, банковские услуги, услуги, которые оказывают предприятия ЖКХ, СТО.

Кто же должен отвечать за некачественный товар: продавец или товаропроизводитель, у которого приобрели этот товар для его дальнейшей реализации? В первую очередь за качество товара отвечает продавец. Ведь мы, покупатели, именно ему сначала предъявляем претензии. И правы абсолютно. А уже продавец, индивидуальный предприниматель должен разбираться с поставщиком, предъявлять претензии за некачественный товар. – При рассмотрении жалоб подтверждается примерно половина из них, – сказала Галина Васильевна. – Но закон защищает не только потребителей, но и самих предпринимателей. Бывает и такая ситуация. Например, перестал нравиться фасон шубы, купленной год назад. Покупательница хочет сдать её обратно в магазин. Или, к примеру, владелец авто, купленного в кредит, планирует через год после покупки поменять машину на другую. В этом случае, конечно, жалобу в Роспотребнадзоре рассмотрят, но поступят по закону.


ЗАКОНЫ НАДО ЗНАТЬ

Представителям бизнеса надо знать законы и уметь применять их на практике. Так же, как и потребителям. А с этим уже сложнее. Многие покупатели не знают ни законов, ни своих прав. Но некоторые нарушения в сфере торговли могут быть видны даже тем, кто не читал законов. К примеру, в магазине в одном холодильнике лежат окорочка, фарш и мороженое. Или продавец одет не в специальную одежду, а в домашний халат. Или, например, продавец сначала берёт в руки деньги, а потом подаёт покупателю хлеб. Это также является нарушением.

– Бывает достаточно одного взгляда на витрины, на внешний вид продавца, на состояние весов, чтобы оценить качество услуг, – сказала Г.В. Шарухо. Она привела пример, когда в областном центре предприниматель взвешивал товар на обычных бытовых весах, которыми пользуются домохозяйки. Достаточно много нарушений в ресторанах, где готовятся блюда нетрадиционной китайской кухни (к примеру, суши).


ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Далее на совещании выступил главный врач центра гигиены и эпидемиологии Тюменской области А.Я. Фольмер. Он рассказал о производственном контроле.
– Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что торговые организации обязаны осуществлять производственный контроль. Он проводится в соответствии с санитарными правилами, утверждёнными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Согласно правилам, производственный контроль включает в себя организацию медицинских осмотров, организацию профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц, контроль за наличием сертификатов, личных медицинских карточек и документов, подтверждающих качество и безопасность реализуемой продукции, – сказал Александр Яковлевич. – Программа производственного контроля должна быть разработана торговой организацией перед началом её деятельности и согласована с главным врачом Роспотребнадзора, который курирует данную организацию. После этого программа утверждается руководителем торговой организации.


ВОПРОС – ОТВЕТ

Далее гости ответили на вопросы предпринимателей. Представителей малого и среднего бизнеса интересовало то, как организовать деятельность лаборатории производственного контроля, каковы тарифы на получение экспертиз, размеры штрафов за продажу некачественного товара и многое другое. Ответы на вопросы можно прочитать на сайтах Роспотребнадзора в Интернете.

Тамара НОСКОВА
Фото автора