Раннее детство - это счастливая пора маленького человека, познающего
мир. Именно в этот период закладывается фундамент нравственности,
духовности, трепетного отношения к народной культуре, устному народному
творчеству, происходит становление внутреннего мира ребёнка.
Чтение книг развивает ещё не совсем понятную речь дошколят, делая её
правильной, чёткой, понятной, образной и красивой; развивает душу моих
маленьких воспитанников, учит их состраданию, милосердию, добру. Как же
я в своей практике воспитываю в детях литературный вкус?
Во-первых, это заучивание и обыгрывание потешек, прибауток, присказок,
закличек, дразнилок, загадок и коротеньких стихотворений. Пение
колыбельных и народных песенок. Благодаря простоте и мелодичности их
звучания, дети, играя, легко запоминают незатейливые тексты, приобретая
вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей
разговорной речи.
Работая в этом направлении, я сделала вывод, что дети проявляют особый
интерес к заучиванию стихов по рисунку.
А как любят мои маленькие крепышата играть в игры-драматизации! После
прочтения произведения они с удовольствием перевоплощаются в зайчиков,
колючих ёжиков, в косолапого мишку, в лисичку-сестричку, в голосистого
петушка, в белый пушистый снег, который "в воздухе кружится и на землю
тихо падает, ложится". Глазки ребят задорно блестят, потому что именно в
таких играх ярко проявляется детское творчество, фантазия, эмоциональное
восприятия художественного текста.
И заучивание, и чтение - процесс трудный для малышей, требующий особого
внимания и упорства, И ребята быстро устают, Чтобы восстановить интерес
к чтению и заучиванию литературных произведений, при этом развивая и
совершенствуя художественно-речевые навыки, в играх с ребятами я
использую психогимнастику. Она помогает усвоить элементы техники
выразительных движений, приобретения навыков саморасслабления. С помощью
этих упражнений помогаю своим воспитанникам преодолевать барьер в
общении, воспитываю чувства уверенности, честность, смелость, доброту,
уважение, к себе, людям, любовь к знаниям.
Постепенно исчезают страх и различного рода опасения допустить ошибку.
Мне очень хочется, чтобы мои воспитанники навсегда полюбили книгу как
источник знаний.
Для этого в группе "Крепыши" я создала предметно-развивающую среду:
книжный уголок с яркими, большими книгами, книгами-игрушками,
книжками-малышками, сюжетными картинками к рассказам, сказкам и стихам.
Здесь же книги с народными песенками, дидактическими играми. Есть у меня
настольный кукольный театр, театр деревянных ложек, пальчиковый театр,
куклы-рукавички, игры-драматизации, книги с животными, птицами наших
лесов, растениями нашего великолепного Тюменского края, позволяющие
прикоснуться к его красоте.
Людмила ЮЖАКОВА,
воспитатель детского сада "Журавушка".
п.Боровский.