Медиакарта
8:28 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вот моя деревня, вот мой дом родной....

Вот моя деревня, вот мой дом родной....
10:04 | 25 февраля 2011
Источник: Красная звезда

В преддверии 320-летнего юбилея нашего села продолжаем тему интересных и загадочных названий деревень нашего района. Мы уже рассказывали о с. Викулово, с. Каргалах, д. Тюлешов Бор и других. Сегодня поговорим ещё о нескольких селениях, названия которых до сих пор не исследованы.

Например, с. Ермаки. Откуда такое название? Говорят, по этим местам якобы проходил Ермак Тимофеевич. Смотрим в учебник истории – поход Ермака был в конце XVI века, село же основано выходцами из Белоруссии в конце XIX-го. 300 лет – немалая разница. Поэтому эта версия кажется абсолютно несостоятельной. Предположение второе: само село находится на яру. Яр – высокий, обрывистый, обычно речной берег, не затопляемый в половодье. «Самоходы» -- так принято называть основателей Ермаков, так как пришли они сами из далёкой Белоруссии – поселились как раз на увале, на яру. Известно, что раньше название «Ермаки» произносилось как «Ярмаки». Возможно из-за особенностей «якающего» белорусского говора, когда неударная «е» в разговоре заменяется «я». А возможно, как раз оттого, что люди живут на яру, они – ярмаки. Это объясняет окончание названия. Даже если бы название происходило от имени Ермака, то село предпочтительнее было бы назвать Ермакова или Ермаковское, по аналогии с Рязановым, Шешуковым, Малышевым. А вот ярмаки – значит, много ярмаков, тех, кто поселился на яру. Такая версия более правдоподобна, её придерживается директор местного краеведческого музея В.Н. Веренкова.

История деревень интересна не только опытным краеведам, но и школьникам. Например, в Коточиговской школе некоторые ребята увлекаются проведением собственных исследований по истории возникновения и становления деревень Коточиговского сельского поселения. Пишут свои работы, отправляют на конкурсы в Москву, и, надо сказать, занимают призовые места!

Сёстры Макаровы – Вера и Аня – занимались исследованием по истории Ачимово. Они рассказали нам, что до сих пор нет точной даты основания деревеньки. По одним данным, это 1715 г., а по другим – на целых 10 лет позже – 1725. Разместилось Ачимово на р. Барсук, вблизи живописных озёр, и здесь даже сохранились некоторые первые дома! Название деревенька получила якобы от первых поселенцев – Ачимовых. Интересно было то, что здесь жило очень много братьев, дома строили дружными семьями, некоторые поселенцы остались в Ачимово после отбывания каторги в Сибири. Девчонки признались, что их очень удивил тот факт, что по этим местам проходил Сибирский, или как его ещё называют, Екатериновский, тракт, о котором позднее писал Радищев. Вот так маленькая деревенька оказалась причастной к большой истории Российского государства! Восьмиклассница из этой же школы Кристина Суханова написала работу об основании Красной Елани.

Большинство сведений девочка взяла из рассказов бабушки З.Т. Сухановой. Основали Красную Елань самоходы из Тульской и Тамбовской губерний в 1914 году. Посёлок сначала, говорят, назвали Никольским. Возможно, так же по фамилии первого жителя, а возможно, в честь праздника Святого Николая-Чудотворца. Позже поселение переименовали в Белую Елань. В словаре Даля «елань» -- значит, обширная прогалина, луговая или полевая равнина. А в 1928 году Белая Елань стала Красной – в честь пришедшей Красной власти. Столько городов и сёл переименовано в связи с революцией! Среди них – Красная Елань.

Лида Корге – ученица 9 класса – исследовала происхождение деревеньки Анценск. Это единственный посёлок на территории района, основанный эстонцами. Лида рассказала нам, что в 1910 году в связи со Столыпинской реформой, сюда пришли выходцы из Эстонии, жили хуторами, а в 1935 году,во время коллективизации, образовался один общий посёлок Анценск, название выбрали в честь одного эстонского городка Ансла – скучали по родине… Колхоз тоже назвали по-эстонски – «Эстлане», в переводе значит «эстонец». Интересно, что и культуру родную сохранили надолго: жили по своим обычаям и традициям, детей учили по эстонским учебникам, готовили эстонские блюда, даже кладбище было разделено на 2 части: в одной хоронили православных, в другой – лютеранцев.

Приятно осознавать, что молодёжь сейчас интересуют не только вечеринки, модные журналы и сайт «Вконтакте», но и история родного района.

Очень много у нас поселений с не менее интересными названиями. Большинство, конечно, названо по имени или фамилии первых поселенцев, например: Чернышева, Березино, Малахово, Шешуки, Пестово и др. Много деревень получило название от близкого расположения с реками и озёрами: Чуртан («чуртанлы» по-татарски значит «щучье»), Серебрянка, Чебаклей, Ташаир (в переводе с татарского – «твёрдое дно»), Усть-Барсук, Иковское и др.

Интересно название деревеньки Одино. Произошло оно якобы от того, что там изначально поселился всего один житель. Комиссаровка – из-за проезда по этим местам земского комиссара. Балаганы – вероятно, из-за балаганов, в которых жили первые поселенцы. Есть и другая версия: рядом с деревней протекает речка Балагашка, от неё, возможно, и произошло название. Насчёт Калинино тоже бытует 2 мнения. Первое: в этих местах растёт очень много калины, второе: Калинин – самая распространённая фамилия в этом поселении, первые жители тоже были Калиниными. Коточиги – якобы по названию специального инструмента, с помощью которого плели лапти. Рябово – в честь первых поселенцев, беглых каторжников Рябова и Валова, они и основали село в середине XVIII века. Есть ещё одно селение с очень интересным названием – Бобры. На первый взгляд кажется, что здесь какую-то роль сыграли именно животные. Оказывается, нет! Деревенька, как и множество других в нашем районе названа по фамилии основателей и первых поселенцев -- Бобровых. А в книге «На Ишим-реке» мы нашли такие данные: «Жителям одной части деревни доставалось от других, «ерестившихся», поэтому, будто, и стали соседние деревни называться Доставаловой и Ерестной».

Многих сёл и деревень с «говорящими названиями» сейчас уже нет на карте: Муравьиный выселок (севернее Тамакуля), Таволжан (12 км от Скрипкино), Шальновка (между Рябово и Тавой), Усть-Чёрная (между Чуртаном и Доставалово), Куравлёва (у старицы 5 км севернее Доставалово), Улюлей (4 км южнее Серебрянки) и мн. др. Несколько сёл, подобно Белой Елани, с течением времени сменили свои названия: Тамакуль раньше был деревенькой Теннисной, Петрова целых 30 лет называлась Селивёрстовой, а Ново-Никольское – Кваснихой. История пишется веками. Появляется что-то новое, старое уходит в небытие. И наша задача – сохранить как можно больше, ведь воспоминания бывают живыми не на бумаге или музейном стенде, а в сердцах людей.

Е. ШЕВЕЛЕВА

Фото Т.СУХОВОЙ