131 год назад, 12 марта 1879 года, в составе Министерства внутренних дел было создано Главное тюремное управление – высшая руководящая, пенитенциарная инстанция, которая впоследствии была передана Министерству юстиции. В течение десятилетий эта структура постоянно изменялась. На сегодняшний день российская уголовно-исполнительная система вошла в полосу серьезных реформ и преобразований. Об этом корреспонденту газеты рассказал начальник управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области генерал-майор внутренней службы Сергей ЗАРУБИН.
справка
В настоящее время в учреждениях управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области несут службу около трех тысяч человек.
В состав УФСИН по ТО входит 12 учреждений: 3 следственных изолятора, 6 исправительных колоний, Тюменская воспитательная колония для содержания несовершеннолетних, областная соматическая больница для лечения осужденных, лечебно-исправительное учреждение для лечения осужденных мужчин, больных туберкулезом.
В учреждениях содержится свыше 11 тысяч осужденных, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Подразделения УФСИН дислоцируются в городах юга Тюменской области: Тюмени, Тобольске, Заводоуковске, Ишиме и других населенных пунктах Тюменской области.
Кроме этого, в состав УФСИН входит 28 уголовно-исполнительных инспекций, на учете в которых стоят около 7 тысяч человек, получивших наказание, не связанное с лишением свободы.
В составе УФСИН России по Тюменской области функционирует отдел специального назначения, основной задачей которого является обеспечение правопорядка в исправительных учреждениях юга Тюменской области. Кроме того, с 1995 года сотрудники отдела неоднократно принимали участие в мероприятиях по обеспечению конституционного порядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики.
– Сергей Петрович, какие проблемы приходится решать управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области?
– Проблем довольно много. Недостаточно финансируется медицинская деятельность, некоторое оборудование устарело. Это касается не только нашего территориального органа, но и всей системы. Недостаточно средств для капитального и текущего ремонта.
В следственных изоляторах разные категории заключенных должны содержаться отдельно. К примеру, граждан, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, нужно отделять от ранее судимых. Сделать это получается не всегда. Тем не менее в норму четыре квадратных метра на человека мы укладываемся.
– Перечислите, пожалуйста, качества, которые нужны сотрудникам пенитенциарных заведений?
– Как и в любой силовой структуре, необходимо обладать терпением, гуманностью, профессионализмом, мужеством, порядочностью.
– При приеме на работу ведется строгий отбор?
– Он аналогичен отбору в других правоохранительных органах. Производятся запросы относительно наличия судимостей у кандидатов и их родственников. Строгие требования предъявляются к физическому и психологическому состоянию, проводится тщательный медицинский отбор. Соискателю нужно сдать психологические тесты и пройти проверку на «детекторе лжи». Достаточно трудно подобрать сотрудника, соответствующего всем требованиям.
– В Тюменской области есть вузы, которые готовят специалистов данного профиля?
– Нет. В России специалистов нашего профиля готовят восемь высших учебных заведений (среди них одна академия) и примерно десять филиалов. Если говорить о регионе, то принимаем на работу выпускников Тюменского юридического института, ТВВИКУ, гражданских вузов. Приветствуется юридическое или психологическое образование. Также есть учебный центр, где сотрудники проходят первоначальную подготовку. Каждый год составляется график и работников направляют на переподготовку и повышение квалификации.
– Расскажите подробнее о реформировании уголовно-исполнительной системы.
– Разработан проект реформирования уголовно-исполнительной системы до 2020 года. Он предполагает три этапа, первый из которых уже начался в 2009 году и продлится до 2012. В течение этого времени предусматривается утверждение плана мероприятий, разработка и принятие целевых программ. Предполагается смягчение уголовного законодательства. Примерно шестьдесят процентов осужденных будут отбывать наказание без изоляции от общества.
Второй этап – в период с 2013 по 2016 годы пройдет перепрофилирование большей части учреждений. Предполагается создание учреждений открытого и закрытого типа. Учреждения открытого типа – колонии поселения – в свою очередь будут делиться на обычные и с усиленным наблюдением. Закрытые – разделят на тюрьмы, лечебно-профилактические заведения, воспитательные центры для несовершеннолетних. Колоний как таковых не останется, их перепрофилируют в тюрьмы общего, усиленного и особого режимов.
Заключительный этап – 2017‑2020 годы – завершение плановых и программных мероприятий, разработка документов и планирование развития уголовно-исполнительной системы в будущем.
В Европе заключенные содержатся по схожему принципу. Думаю, изменения принесут положительный эффект.
– В СМИ нередко можно встретить материалы, рассказыва-ющие об иностранных тюрьмах. Согласно фотографиям, тюрьма, например, в Норвегии больше похожа на санаторий. В нашей же стране иная ситуация. На ваш взгляд, нужно приближать условия содержания в российских пенитенциарных заведениях к европейским стандартам?
– Отечественная система исполнения наказаний сохранилась еще с сороковых годов двадцатого века. На тот момент возникла необходимость в дешевой рабочей силе, создавались так называемые исправительные трудовые лагеря.
В наши дни одна из основных задач – приблизить условия содержания к европейским стандартам. Для людей нужно создавать необходимые условия. Новые учреждения строятся с учетом этих аспектов.
– На ваш взгляд, не повлечет ли смягчение наказаний увеличение уровня преступности?
– Предполагается дифференциация в зависимости от тяжести преступления. Человек, совершивший тяжкое преступление, например убийство, будет изолирован от общества. С другой стороны, не обязательно держать в изоляторе за экономические преступления. Данную меру заменят домашним арестом. На мой взгляд, это очень важно. Тюремная субкультура оказывает негативное влияние. Человек, раз попав за колючую проволоку, сильно меняется, перенимает жаргон, образцы поведения.
– Такая мера как домашний арест предполагает использование специальных электронных браслетов. Как продвигается внедрение данного новшества?
– Подобный эксперимент проводился в Воронежской области. Поскольку в России не налажен выпуск электронных браслетов, их закупали за границей. Они оказались некачественными и плохо подходили к российским условиям. Нужно организовывать производство в стране.
– Какие меры предпринимаются для «перевоспитания» заключенных?
– Основная задача – чтобы человек вышел на свободу законопослушным. В рамках системы существуют различные виды условий содержания. Если осужденный не нарушает режим содержания, трудится, состоит в самодеятельных организациях, имеет положительную характеристику, его переводят на облегченные условия. Это предполагает большее количество свиданий, телефонных звонков, получаемых посылок. Напротив, если человек ведет себя плохо, его переводят на строгие условия содержания. При положительном поведении есть возможность условно досрочного освобождения или изменения вида наказания на более мягкое.
Также уделяем внимание трудовому, физическому и нравственному воспитанию. Взаимодействуем с различными конфессиями, практически в каждом учреждении есть храм или молельная комната, библиотека, спортивный зал. Проводятся футбольные матчи между колониями.
В детских колониях упор делается на социальную работу. С подростками систематически занимаются психологи. Помимо получения среднего образования ребята занимаются в профессиональных училищах. Готовим по 17 профессиям.
– Каким образом, на ваш взгляд, можно снизить уровень рецидивной преступности?
– В ходе реформирования предусмотрено создание службы пробации, основная задача, которой – работать с людьми, освободившимися из мест лишения свободы и отбывающими наказание без изоляции от общества. Служба будет заниматься трудоустройством и другими проблемными вопросами. Сейчас данные функции выполняет довольно большое количество различных структур. После создания единой службы, думаю, уровень рецидивной преступности снизится.
В Тюменской области разработан ряд региональных программ по профилактике преступности и оказанию помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Они дают определенные результаты.
– Ваши пожелания коллегам в преддверии праздничной даты.
– Хочу поздравить коллег и ветеранов уголовно-исполнительной системы с профессиональным праздником и пожелать мужества, терпения и семейного благополучия.
Автор Денис Фатеев Автор фото Дмитрий ТИХОНОВ