цитата
Без инноваций в работе с руководящими кадрами государственной гражданской и муниципальной службы модернизация России не состоится.
Владимир ОСЕЙЧУК, директор Высшей школы государственного и муниципального управления
В структуре Тюменского государственного университета уже десять лет работает Высшая школа государственного и муниципального управления
Каковы результаты ее деятельности и ближайшие планы, мы решили поинтересоваться у директора школы, доктора юридических наук Владимира Осейчука.
– Владимир Иванович, для чего создавалась школа?
– Школа появилась в 2007 году на базе центра повышения квалификации государственных и муниципальных служащих института государства и права ТюмГУ. Инициатором создания центра был нынешний ректор Тюменского государственного университета Геннадий Чеботарев, в то время работавший директором ИГиП.
Центр к тому времени наработал положительный опыт повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. К его услугам обращались органы государственной власти и местного самоуправления Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. Программы повышения квалификации муниципальных служащих центра неоднократно отмечались дипломами Российского конкурса образовательных программ.
В 2007 году ТюмГУ приступил к реализации инновационной образовательной программы «Формирование научно-образовательного комплекса Тюменского государственного университета для обеспечения эффективности природопользования в условиях интенсивного освоения ресурсов Западной Сибири». Предполагалось, что именно школа, кроме курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, приступит к решению более сложной задачи – подготовке кадров по программе дополнительного профессионального образования «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)».
В результате преобразования центра в школу многие преподаватели изучили опыт государственных и муниципальных служащих в ходе многочисленных зарубежных поездок, подготовили десятки новых учебно-методических комплексов.
– Как бы вы охарактеризовали результаты работы школы?
– С 2000 года в школе повысило квалификацию более пяти с половиной тысячи человек. В 2010 году отучилось почти полторы тысячи управленцев, в том числе государственные и муниципальные служащие Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, а также федеральных органов исполнительной власти.
Школа активно участвует в мероприятиях, проводимых в рамках системы подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления. Совместно с Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации школа провела семинар для 200 муниципальных служащих Тюменской области, посвященный актуальным вопросам организации местного самоуправления в связи с вступлением в силу в полном объеме Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Новости законодательства практически постоянно служат поводом для новых курсов и конференций, в том числе с международным участием.
– Вы проводите курсы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих только в Тюмени?
– Не только. В последние годы, в целях экономии финансовых средств, многие органы государственной власти и местного самоуправления стали проводить курсы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, не выезжая за пределы территории (округов). Например, в 2010 г. мы проводили курсы повышения квалификации в Ханты-Мансийске, Салехарде, Новом Уренгое, Надыме, Ноябрьске, Тарко-Сале, Лабытнанги, Муравленко.
– Кто преподает в школе?
– Наша главная ценность – преподавательский состав. Многие педагоги имеют опыт работы в органах государственной власти и местного само-управления. Более 20 преподавателей прошли стажировки в Институте политических учений университета Роберта Шумана, г. Страсбург (Франция), университете Поля Верлена, г. Мец (Франция) и Высшей школе административных наук, г. Шпайер (Германия). 80 процентов преподавателей имеют ученые степени доктора или кандидата наук.
Кроме преподавателей Тюменского государственного университета привлекаем преподавателей ТюмГНГУ, ТюмГАСУ, Тюменского юридического института МВД России, государственного университета «Высшая школа экономики», Уральской академии государственной службы, а также специалистов-практиков.
Обучение слушателей проводится в аудиториях, которые оснащены мультимедийной и компьютерной техникой, конференц-системами. В распоряжении слушателей современная библиотека информационно-библиотечного центра ТюмГУ.
Качество работы преподавателей и условия обучения в школе по результатам итогового опроса слушателей можно оценить как «очень хорошо».
– Согласитесь, что очень удобно для руководителя повышать свой профессиональный уровень дистанционно. Работаете ли вы по подобной схеме?
– Да, в школе проводится повышение квалификации муниципальных служащих с применением дистанционных образовательных технологий.
В 2010 году по этим программам повысило квалификацию более 120 муниципальных служащих.
В настоящее время идет разработка пяти новых программ повышения квалификации государственных гражданских служащих с использованием дистанционных форм обучения, среди них: экология, охрана природы и экологическая безопасность; государственное регулирование финансово-кредитных и налоговых отношений; социальная политика государства и другие.
– Какие проекты разрабатываются в школе сейчас?
– Пробивает себе дорогу наш инновационный научно-прикладной проект, касающийся разработки стандартов и методики оценки профессиональных знаний, деловых и морально-нравственных качеств руководящих кадров государственной и муниципальной службы. Для меня как специалиста в области теории и практики государственного управления очевидно, что знания и качества кандидатов на руководящие должности государственной и муниципальной службы должны оценивать независимые центры. Не могут чиновники объективно оценивать своих потенциальных конкурентов. Ибо конкуренты, как правило, никому не нужны.
Профессорско-преподавательский состав школы имеет научный задел по этому проекту. Этот проект учитывает опыт модернизации государственного управления развитых стран. Мы готовы взять на себя обязательства завершить работы «под ключ», то есть совместно с заказчиком достичь основных целевых установок проекта, при условии выполнения рекомендаций авторов инновационного проекта.
Но пока нет желающих, за соответствующее вознаграждение, воспользоваться этой разработкой. Но ведь без инноваций в работе с руководящими кадрами государственной гражданской и муниципальной службы модернизация России не состоится.
– Как вы думаете, почему инновации в государственном и муниципальном управлении идут так трудно?
– Здесь действует комплекс причин. Чаще всего среди них называют отсутствие финансовых средств. Однако, если не находится денег для воспитания ума и души государственных и муниципальных служащих, то скорее всего их не будет и для реализации общественно значимых программ. Но, на мой взгляд, основная причина медленной реализации инновационных проектов в государственном и муниципальном управлении – страх перед новшествами, опасение: кабы чего не вышло. В результате по некоторым направлениям кадровой политики и кадровой работы в системе государственной и муниципальной службы Россия отстает от развитых стран на 20–50 лет. А провалы в кад-ровой политике и кадровой работе неизбежно ведут к отставанию страны по ключевым показателям социально-экономического развития.
– Вы упомянули программу дополнительного профессионального образования «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)». Не могли бы кратко сказать, о чем конкретно идет речь?
– В 2011 году школа приступает к реализации программы дополнительного профессионального образования «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)». На эту программу будут приниматься руководители государственной и муниципальной службы, уже работающие на этих должностях или состоящие в резерве.
Очень строгим будет конкурсный отбор слушателей данной программы. Абитуриенты будут сдавать сложные экзамены и проходить психологическое тестирование. Планируется, что слушатели этой программы должны свободно владеть одним иностранным языком, так как в обязательном порядке они будут проходить стажировку в одной из стран дальнего зарубежья.
Для реализации этой программы планируем привлекать не только местных преподавателей, но и специалистов из Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, а также ряда зарубежных стран.
В марте 2011 года намерены с участием заинтересованных сторон провести круглый стол, посвященный опыту и проблемам реализации программы МРА.
Народ России заслужил, чтобы им управляли профессионалы высшей квалификации, способные обеспечивать уровень и качество жизни согласно международным стандартам. Школа готова внести свой вклад в подготовку управленческих кадров новой формации.
Автор статьи: Татьяна ПРОХОРЕНКО
рубрика: Образование