В последние годы стало употребительным слово «харизма» – уникальный, особый талант. Аркадий Елфимов, возглавляющий общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», – ярко выраженная харизматическая личность. Его занятия фотографией давно переросли любительство и ремесленничество – они стали творчеством, одним из проявлений его харизмы.
Язык музыки, танца, архитектуры может сказать о многом. Язык художественной фотографии не менее выразителен и красноречив. Что ни фотоальбом Елфимова, то открытие – страны («Андорра»), региона («Камчатка за 11 дней»), собственного города («Ангел Сибири») – нового в мире и нового в душе. Душе своей, зрителя, читателя.
Передо мной два последних фотоальбома Аркадия Елфимова: «Мальта» и «Бразилия». Средиземноморье и Южная Америка. Прекрасная полиграфия, чудесная бумага, калейдоскоп красок.
Бразилия для нас, русских, издавна была из «прекрасного далека», страной-мечтой.
Аркадий Григорьевич приехал в Бразилию на конгресс Международной федерации ландшафтных архитекторов. Вот еще одна ипостась харизмы Елфимова – его серьезное занятие парковой культурой и работа по созданию ботанического сада, посвященного истории Тобольска. Уже заложена мемориальная аллея, которая насчитывает около ста деревьев. Первое посажено писателем с мировым именем, к которому Аркадий Григорьевич относится особенно трепетно, Валентином Распутиным.
Импонирует главная идея конгресса. «Необходимо встраивать объекты, здания и сооружения в существующий природный ландшафт, а там, где уже человек, как говорится, понастроил, необходимо поменять ситуацию: красиво, по науке и со вкусом озеленять города и разбивать парки», – так передает ее автор альбома.
Свежим ветром, неповторимым запахом йода и водорослей наполнены морские фотопейзажи с переливающимися блестками воды: от черно-синих до салатно-зеленых. Пенистые волны предстают перед зрителями то нежными, ласковыми, умиротворяющими, то мрачно-зловещими, коварными и опасными.
Не удержался Аркадий Григорьевич и от фотоснимков участников карнавала. Смуг-лые красавцы и красавицы в ярких нарядах с обилием украшений в виде разноцветных перьев, узоров из блестящих камней поражают воображение.
В альбоме много фотографий, на которых изображены будни бразильцев: встречи на улице со знакомыми, посещение магазинов, отдых на скамейке. Негритянка средних лет с усталым лицом присела отдох-нуть на табурет, поставленный недалеко от церковной паперти. Вот деревянная хибара без окон, водруженная на лодку. Но под крышей на веревке сушится разноцветное белье – значит, здесь живут люди. А на другой фотографии и сама прачка.
И над всем этим высоко-высоко на одном из холмов около Рио-де-Жанейро возвышается прекрасная статуя Иисуса Христа, ставшая символом Рио, а может, и всей страны.
«Она буквально доминирует над городом. Статуя была поставлена в 20-х годах прошлого века к 100-летию независимости Бразилии. По снимкам, которые видел до сих пор, казалось, что скульптура довольно грубой работы. На самом деле – работа высшего класса, особенно поражает лик Христа – спокойный, величественный, удивительно ясный и несколько отрешенный», – передает впечатления фотомастер. Думается, что именно статуя Иисуса Христа является для автора как представителя православного христианства самой значимой в постижении Бразилии – ее фотография не только помещена в альбом, но и вынесена на его обложку.
Издания с фотографиями Елфимова – это прежде всего высочайший уровень снимков. Сколько надо приложить мастерства и художественного вкуса, чтобы выбрать интересный ракурс, уловить мгновение во времени и продлить его до бесконечности! «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой! И не сметет веков теченье следа, оставленного мной!» – эти строки Гете вполне могут служить девизом мастеров фотографического искусства.
рубрика: Книжная полка