Проводимая сегодня в стране реформа судебной системы призвана повысить качество её функционирования и обеспечить независимость. Реформа осуществляется сразу в нескольких направлениях. Одно из них — гуманизация правосудия. Об этом рассказывает председатель Голышмановского районного суда И.А. Гондарук.
– На VII Всероссийском съезде судей, проходившем в Москве в декабре 2008 года, в целях гуманизации правосудия предложили декриминализировать ряд составов преступлений небольшой тяжести, то есть не считать их уголовно наказуемыми, а также перевести некоторые составы преступлений из категории тяжких в категорию средней тяжести. Предлагалось шире практиковать назначение наказаний, не связанных с лишением свободы, и применять другие меры уголовно-правового воздействия, такие как исправительные работы, штраф. Больше практиковать применение мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества, в том числе залога и домашнего ареста, особенно в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности, женщин и несовершеннолетних. И в настоящее время эти меры исполняются на практике. Так, в Министерстве юстиции Российской Федерации завершается работа над законопроектами, которые позволят перевести ряд составов преступлений небольшой тяжести из уголовно наказуемых деяний в составы административных правонарушений.
В январе 2010 года вступил в силу Федеральный закон, которым в качестве альтернативы наказанию в виде лишения свободы предусматривается наказание в виде ограничения свободы. Осужденный не вырывается из привычной жизненной среды, продолжает работать, но судом на него накладываются определённые ограничения: запрет на выход из дома в определённые часы, как правило, в ночные, запрет на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и запрет на участие в них. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в органы надзора за исполнением наказания от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Совсем недавно вступил в силу еще один Федеральный закон, в соответствии с которым отсрочка реального отбывания наказания теперь может предоставляться и осужденному мужчине, имеющему ребёнка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, за исключением осужденных к лишению свободы на срок выше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Ранее отсрочка предоставлялась только женщинам.
Суды также ориентированы как можно реже применять меру пресечения в виде заключения под стражу на стадии предварительного расследования. По делам о преступлениях небольшой и средней тяжести она должна применяться только в исключительных случаях. Например, если подозреваемый (обвиняемый) не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации или им была нарушена ранее избранная мера пресечения. По данным Голышмановского районного суда, в 2008 году федеральными судьями было рассмотрено 46 ходатайств органов предварительного расследования об избрании подозреваемым (обвиняемым) меры пресечения в виде заключения под стражу, из них 5 – в отношении женщин и 5 – в отношении несовершеннолетних. В 2009 году органы предварительного расследования обращались в суд с подобными ходатайствами только 38 раз, из них в отношении женщин – два раза, в отношении несовершеннолетних только один. Реже стали органы предварительного расследования обращаться в суд и с ходатайствами о продлении меры пресечения в виде заключения под стражу. В 2008 году с подобными ходатайствами обращались 44 раза, и все они были судом удовлетворены, а в 2009 году – только 18 раз, в удовлетворении одного ходатайства было отказано. Это свидетельствует о сокращении сроков расследования по уголовным делам. С ходатайствами об избрании подозреваемым (обвиняемым) меры пресечения в виде домашнего ареста и залога органы предварительного расследования в суд не обращались, несмотря на то, что о более широком применении этих мер пресечения в качестве альтернативы содержания под стражей говорится на всех уровнях. Судьями Голышмановского районного суда в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, в три раза чаще прекращались уголовные дела в связи с примирением потерпевшего с подсудимым.
Подготовила Наталья Гладковская