Медиакарта
13:48 | 22 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Лиха беда начало

Григорий Фёдорович Кулаков. Его имя впервые появилось на страницах «Армизонского вестника» в 2008 году. Тогда бывший главный редактор, в то время уже пенсионер, А.А. Бондаренко подработал и опубликовал записи Григория Фёдоровича, которые предоставил его зять - Валентин Георгиевич Логинов. И вот, листая старую тетрадь, мы вновь обращаемся к воспоминаниям ветерана. Эта публикация будет посвящена кровавой битве под Москвой - первой большой победе советских войск над фашистами. Участвовала в ней и 178-я стрелковая дивизия, формирование которой проходило в г. Омск - областном центре большинства районов, ныне входящих в состав Тюменской области.

В июле 1941 года 178-я дивизия двинулась на фронт. Эшелон за эшелоном это войсковое соединение взяло курс на Москву, к обороне которой тогда лишь готовились: выставлялись ежи, копались противотанковые рвы… Но путь дивизии лежал дальше - в Смоленскую область. Разгрузка на станции Издёшково, затем - марш в Сафоновский район…

Артиллерийский дивизион, в котором Григорий служил связистом, занял позиции на восточном склоне реки Днепр. Кулаков вместе со своим земляком Елуниным проложили линию связи от управления дивизиона до наблюдательного пункта пятой батареи. Затем надо было построить блиндаж, а вот как это сделать - не знали… Григорий, хоть и бывший солдат, но в финскую кампанию этого делать ему не приходилось. Выкопали яму размером 4 на 7 метров, под накаты столбы не ставили, а уложили стволы деревьев прямо на землю… и под их тяжестью стены стали осыпаться.

По признанию автора записок, если бы на такой блиндаж стали падать снаряды или бомбы, то в нём был бы заживо похоронен весь состав управления батареи, но, слава Богу, этого не случилось. Как говорится, лиха беда начало… Но в блиндаже спать не разрешали - ночевали под открытым небом.

Вообще, в то время обстановка казалась запутанной и непонятной даже для связистов, которые владели информацией побольше чем другие. Это видно из записей Г.Ф. Кулакова.

-Некоторые наши командиры тогда находились в постоянном страхе, - пишет он, - даже, можно сказать, в панике. Все опасались каких-то шпионов, казалось, что во ржи давно находятся десантники или диверсанты… Однажды при шуме колосьев командир батареи лейтенант Рябинин в испуге выскочил из блиндажа так быстро, что уронил ящики с горючей смесью… Действовали на нервы и те слухи, которые распространяли редкие паникёры, бежавшие с передовой даже без винтовок. Фашистские самолёты летали над прибрежьем Днепра, где гражданское население строило оборонительную линию, засыпали листовками примерно такого содержания: «Советские дамочки, не ройте ваши ямочки: поедут наши таночки - обойдут эти ямочки». Но, конечно, пропаганде почти никто не верил, а верили в победу Советской Армии.

Алексей БОНДАРЕНКО