Минсалима Тимергазеева можно назвать художником по воле случая. А случай оказался счастливым - простой парень, воспитанник Тобольского детского дома «Красный Восток» для татарских детей, потерявших родителей, оказался необычайно талантливым. Как он сам говорит: «Очень кушать хотелось, и поэтому стал резать из кости».
Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных выставок Минсалим Валиахметович Тимергазеев родился 28 января 1950 года. Живет в Тобольске, в который безумно влюблен.
Совпадение это или случайность, но в здании родного детского дома теперь находится косторезная фирма, которую он назвал своим именем «Минсалим». Имя с тюркского, с татарского, можно перевести как пожелание счастья и здоровья. Пожелание счастья и как самому носителю имени, и тому, кто в дом приходит… В гости к Минсалиму даже незнакомый человек может зайти поработать. Минсалим Валиахметович говорит: «Дом мой опять превращается в детский дом. Ученики, которых учу делу, - те же дети. А друзья, которые рядом работают, - как родственники. Получается «семейный детский дом». И три сына, тоже мастера-косторезы, всегда рядом, и жена».
В прошлом году Минсалиму исполнилось 60 лет. Что как не выставка может стать лучшим подарком для такого талантливого костореза? Поэтому в юбилейный год «Мастерская Минсалима» участвовала в 20 выставочных проектах в различных городах нашей страны, а сейчас и у уватцев появилась возможность поближе познакомиться с творчеством друзей, сыновей и, конечно же, самого мастера Минсалима.
В своей работе косторезы используют самый различный материал: кости и бивни мамонта, цевку, рога оленя, лося и горного козла, зубы кашалота, различные породы дерева, мельхиор. Минсалим считает, что «главное для художника, работающего с красками, деревом, камнем или костью, - не трогать их, потому что они живут. В камне свой дух живет, в дереве - свой. Мамонтовая кость помнит ушедшего в землю мамонта. Природная краска не забывает, из какого минерала добыта».
В каждую работу авторы вкладывают частичку себя - свое видение и понимание окружающего мира. Минсалим Валиахметович считает, что у настоящего мастера без любви к своему ремеслу ничего не может получиться. Работая над образом медведя, он ощущает себя сильным диким зверем, хозяином тайги. А еще любит вырезать фигурки шаманов, умеющих ладить с богами, для которых нет границ между мирами, между жизнью и смертью.
Подавляющая часть представленных на выставке работ связана с различными мифами, сказками и легендами, которые начинаются с самого Минсалима. По паспорту он татарин, внешность у него типичного представителя малых северных народностей, а по собственной легенде - японец. В копилке мастера нашлось место и работам, изготовленным по уватским преданиям.
Одна из них - скульптура «Золотая богиня». Красивая легенда гласит, что когда северные боги собираются в зимнюю дорогу, в это время природа днем меняет свои одежды, а ночью со своего капища (святилища) поднимается над урманами, увалами во весь рост Золотая богиня. Широко зачерпывает небо серебряным семизвездочным ковшиком, омывается, очищается. Много звезд попадает в ковш - оттого богиня и становится золотой, светится, плескаясь в небесной купели…
Скульптура «Старик» появилась благодаря городской легенде, которая была рассказана Минсалиму знакомыми тоболяками. В далекие времена, когда еще проводились знаменитые ежегодные ярмарки в Кургане, Ирбите, Обдорске и, конечно, в Тобольске, когда на торжки свозились мясо, рыба и другие товары, на ярмарку приходил старик. Никто не знал, кто этот человек, откуда и сколько ему лет. Но все видели, что приходил он с черным посохом. Старик считал, что ярмарка является дном жизни, и звал людей с собой. Если кто-то соглашался уйти с ним, то всех приходящих на ярмарку через год поражало, что посох становился белым. А если дед никого не находил, то закапывал свой посох в гостином дворе и уходил, но на следу-ющий год являлся вновь.
Привлекает внимание посетителей композиция «Менкв», которая символизирует Уральские горы и Западно-Сибирскую равнину. В древнем мансийском предании говорится, что все происходило тогда, когда Земля только установилась и людей еще не было. Менквы были созданы верховным божеством Нуми-Торумом из стволов лиственниц и спущены с неба в море, и после того, как бог вдохнул в них жизнь, они скрылись в лесу. Из моря великаны вышли пешком, сначала поднимались вверх по Оби и Сосьве. Где мифические существа ночевали, там деревья стоят. Где лиственницы стоят - это их посохи оставлены. Как шли, так и реки текли, это и есть их дорога. Тела менквов неуязвимы, слабое место человек может обнаружить лишь при помощи сверхъестественных сил. Победить великанов можно только хитростью. Из частей тел погибших великанов образуются острова, холмы, реки. Так появились Уральские горы и Западно-Сибирская равнина. Менквы владеют живой водой, способной воскресить умерших. Поэтому, пока менквы спят, на Земле царит покой, а люди должны вести себя так, чтобы не разбудить, не воскресить их. Иначе возникнет хаос.
На выставке представлены и совсем крошечные работы. Среди них компактная статуэтка «Молитва». Образ человека всем своим видом выражает просьбу к Богу, а молитва, как считает автор, - это не что иное, как просьба.
Минсалим Валиахметович Тимергазеев работает с сыновьями, с которыми у него полнейшее взаимопонимание в творческом процессе. За долгие годы плодотворной работы династией Тимергазеевых было создано большое количество ярких, самобытных работ, каждая из которых поистине является шедевром.
На выставке представлено несколько работ его сыновей. Ножи-листорезы «Таежный» и «Орнаментальный» изготовил Юрий. Ярослав представил скульптуру «Часовня» и фрагмент шахматной композиции «Русская армия» - три солдатика ростом с мизинец. Можно только позавидовать тончайшей работе мастера - лица прорисованы до мельчайшей черточки.
В основе скульптуры Сергея «Мышь на сыре» лежат мифические представления многих народов о том, что мышь, хоть и нечистое животное, но подобно домовому считалась законным обитателем дома. Поэтому ее нужно подкармливать, а она в свою очередь будет защищать жилище от «чужих» мышей. Убивать этих грызунов безо всякой причины не разрешалось. Их просили не губить урожай, задабривали, оставляли последние колосья со сжатого поля. Мышей заклинали дать крепость зубам, увеличить мужскую силу, женщины просили о здоровом ребенке, скотоводы - об обильном приплоде в стаде. Бегство грызунов - верный знак, что стоять жилищу не долго.
Приглашаем посетить выставку косторезных изделий художественного салона «Мастерская Минсалима» и поближе познакомиться с творчеством известных мастеров. В выставочном зале музея «Легенды седого Иртыша» представлено более 50 предметов. Разнообразная тематика и сюжеты представленных работ - от роскошных женских украшений, бытовых сценок, шахматных композиций до любимейшей темы Минсалима «Легенды и мифы Севера» - поразят воображение самых искушенных зрителей.
Ольга БРОННИКОВА,
научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»
Фото автора и из архива М. Тимергазеева