2010 год, объявленный Годом учителя, совпал со 100‑летним юбилеем Красноярской школы Уватского района. С этой школой неразрывно связана судьба одного из лучших педагогов района, Учителя с большой буквы, отдавшего делу воспитания и образования подрастающего поколения более сорока лет, многодетной мамы Гильды Шпиневой (Пропп). В настоящее время она проживает в селе Красный Яр, занимается воспитанием внуков. Именно об этом удивительном человеке со сложной жизненной судьбой хотелось бы рассказать читателям газеты.
В Уватском районе Гильда Андреевна живет с четырехлетнего возраста, когда ее родителей и родных на основании Указа Президиума Верховного Совета от 28 августа 1941 года выслали из АССР немцев Поволжья на постоянное проживание в спецпоселение в п. Екимовка и д. Морозовка. Это были страшные военные годы, когда только неустанный труд ее родителей Елизаветы Яковлевны и Андрея Георгиевича (позднее его забрали в трудармию), постоянная забота бабушки Анны-Лизы Кейб и доброта местных жителей позволили детям не умереть с голоду на новом месте. Питание было скудным. Несмотря на малый возраст, работать приходилось с утра до вечера.
Школьные годы прошли в Екимовской и Красноярской школах. С огромной благодарностью вспоминает Гильда Андреевна своих учителей и воспитателей – Василия Платоновича Рындина, Антонину Ивановну Рындину, Неонилу Семеновну Медведеву, Любовь Георгиевну Ядову, Анфису Александровну Бортвину и многих других. Их любовь к Родине передавалась ученикам. На переменах в коридоре водили хороводы, устраивали игры, пели народные песни и песни 40—50‑х годов. Выпускники Красноярской школы тех лет успешно продолжали обучение в техникумах и становились ответственными специалистами: учителями, воспитателями, биб-лиотекарями, ветеринарами, бухгалтерами, механизаторами.
После окончания Красноярской семилетней школы началась другая, взрослая жизнь.
Учеба
Вот как о ней вспоминает Гильда Андреевна:
– После выпускных экзаменов мы с подругой Надей Стебековой (ныне Надежда Ивановна Ткачук) отправили документы в Тобольское педучилище, и в скором времени пришел ответ о зачислении. Четыре увлекательных года серьезных общеобразовательных занятий, лекций, уроков музыки, физкультуры в настоящем спортзале остались в памяти до сих пор. Методисты словом и делом помогали составлять конспекты уроков и внеклассных мероприятий.
Чтобы дать урок, надо, как оказалось, иметь талант режиссера, чувствовать каждого ребенка, не терять с ним связи ни на минуту, знать педагогику, дидактику, психологию детей. Лучшие учителя города проводили для нас открытые уроки, анализировали их.
А главное – общение с доброжелательными, умными людьми. Летом и осенью мы ездили на уборочные работы в колхозы Тобольского, Вагайского районов: копали картошку, теребили лен, лопатили, веяли, сушили зерно. Жили на квартирах у колхозников – русских, татар, молдаван. Хозяйки готовили для нас национальные блюда.
По окончании педучилища я на пять лет стала студенткой Тюменского пединститута. Хотелось быть математиком, но декан Владислав Станиславович Карнацевич убедил пойти на отделение физики. С интересом изучали фундаментальную и прикладную физику в аудиториях и лабораториях, историю, философию, математику, педагогику. Для нас старались лекторы Шаламов, Воронова, Николаев, Лоттер, Хилькевич, Фомин, Варнавский, методист по решению задач, методист по школьному эксперименту. Серафима Георгиевна Полянская буквально каждого студента наблюдала во время проведения опытов или лабораторных работ по всем разделам школьного курса физики. Работники областной филармонии регулярно выступали перед нами с концертами и беседами. Мы ходили в театр, смотрели кинофильмы – советские, лучшие в мире.
Педагог по призванию
– По окончании пединститута я выбрала Кондинскую среднюю школу. Приняли меня в педколлективе тепло. Завуч, заслуженный учитель Екатерина Васильевна Головкина, и учитель физики Анатолий Ефимович Шпаков стали моими наставниками. Коллектив огромный, занимались в две смены, а затем – вечерняя школа, в которой преподавали в основном молодые педагоги. Занятия начинались в полдевятого, вторая смена заканчивалась к вечеру. Кроме уроков – внеклассная работа по предмету, пионерские сборы, комсомольские мероприятия. А там уже и «вечерники» идут, у многих из них в планах на будущее техникум или институт. Кроме всего прочего, на общественных началах я выполняла обязанности организатора внеклассной работы. Наши выпускники выдерживали конкурсы в различные вузы страны, а одна из девушек смогла поступить даже в МГУ. Со многими из них до сих пор поддерживаю связь.
По семейным обстоятельствам я вернулась в Уватский район. С июля 1968 года моя судьба связана с Красноярской средней школой, куда меня пригласил Павел Александрович Алещенко и где мне предоставили школьную квартиру. Красноярской школе я отдала 36 лет. Трудные годы. В конце 60‑х здесь обучалось около четырехсот детей.
В то время школы в глубинке не были укомплектованы кадрами, около 30 процентов штата составляли учителя без высшего образования, существовала большая текучка.
Несколько лет я занимала должность завуча. Основной опорой являлись методобъединения. Практически каждый учитель делился опытом учебной деятельности, индивидуальной работы с детьми, выступал на конференциях, педагогических практикумах. Мы неустанно стремились к взаимодействию учащихся, учителей и родителей. Наши ученики одерживали победы на районных и региональных олимпиадах, уверенно чувствовали себя в вузах и в средних учебных заведениях. Педагоги часто бывали на курсах повышения квалификации, знакомились там с новыми технологиями обучения. Добрую память храню о Неониле Семеновне Медведевой, Ксении Семеновне Калининой, Любови Алексеевне Толстогузовой, Тамаре Ивановне Алексеенко – учителях по призванию, щедрых душой людях.
Первыми моими учениками были дети, родившиеся в 1946 году, последними – 1992 года рождения. Судьба разбросала их по всей России, от Прибалтики до Дальнего Востока, но большая их часть трудится в Уватском районе. Они всегда со мной, жизнь сталкивает нас при разных ситуациях. Всех назвать невозможно. Я всегда рада, когда мои бывшие ученики создают крепкие, здоровые многодетные семьи.
Желаю счастья, здоровья, исполнения желаний всем, с кем судьба меня свела, с достоинством преодолевать все испытания, выпавшие на долю каждого.
Сергей БАБКИН, учитель истории МОУ «Красноярская СОШ», Уватский район Фото из архива автора