Лариса ГИЗАТУЛЛИНА
Посещение социально-неблагополучных семей – такова была цель очередного рейда, организованного комплексным центром социального обслуживания населения во второй половине прошлого месяца. В составе рейдующих были инспектор по делам несовершеннолетних Е. Коновалова, социальный педагог КЦСОН Н.В. Сырятова и автор этих строк.
Час дня. Делегация в полном сборе. Держим путь по улицам районного центра. Первым объектом посещения должна стать семейная пара, имеющая на воспитании двух детей дошкольного возраста. Подъезжаем. Увы, в доме никого не оказалось.
В поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, молодая чета попала за недолжное исполнение родительских обязанностей. Как пояснила Н.В. Сырятова, ни отец, ни мать не имеют постоянного места работы, глава семейства злоупотребляет спиртными напитками, что неблагоприятно влияет на психологическую атмосферу в семье. У обоих детей, возраст которых четыре и два года, наблюдается сильное отставание в развитии речи. Родители отказываются от проведения обследования и определения малышей в детский сад. Считают: когда подойдёт время, тогда они и заговорят.
Наша «ГАЗель» трогается дальше. Через несколько минут мы у другого дома. Здесь проживает семья, состоящая из четырёх человек: бабушка, мама и два её сына подросткового возраста. Причина пристального внимания со стороны ведомств профилактики здесь та же – неисполнение обязанностей по воспитанию детей. Старший ребёнок не желает учиться, систематически пропускает занятия в учебном заведении. Младший – находится на учёте в ПДН за совершение правонарушения. Осуществлять должный контроль за детьми матери мешает пристрастие к алкоголю.
– Где находится мама моих внуков? Не знаю, со вчерашнего дня её дома нет. А ребятишки вот, со мной, – показывая на стоящего рядом мальчугана, говорит бабушка. – Другой вон, на велосипеде катается.
– А он сегодня был на занятиях? – интересуется инспектор по делам несовершеннолетних.
– Утром подняла, накормила, отправила. Обратно вернулся в обед, сказал, что отучился.
– Младшенький как, слушается?
– И слушается, и помогает. Молодец. За него-то нет переживаний, проблем больше со старшим внуком.
Сам же мальчишка делится своими планами о том, что собирается записаться в спортивный кружок:
– У меня друг занимается городошным спортом, и я тоже хочу!
Далее наша делегация должна посетить семьи, имеющие на воспитании малолетних детей – от года до полутора лет. Под особый контроль каждая из них попала по разным причинам. Одна – за пристрастие к вину, другая – за систематические скандалы, устраиваемые в доме, третья – за нежелание обеспечить ребёнку должный уход.
Сегодня во всех этих семьях наблюдались тишина и спокойствие. В квартирах тепло, прибрано, а ребятишки ухожены, накормлены.
– Что мешает им всегда так жить? Ведь могут же, если захотят, – замечает одна из участниц рейда.
Завершается профилактическое мероприятие посещением семьи, где воспитывается несовершеннолетний студент. Как сказала инспектор, на учёте в ПДН подросток состоит уже в течение нескольких лет.
– В настоящий момент он находится на занятиях, – говорит его мама. – Учёбу не пропускает. Контроль с моей стороны осуществляется постоянно. Вечером всегда находится дома. Стараюсь сделать всё для того, чтобы сын как можно меньше общался с друзьями, которые оказывают отрицательное влияние на него. Пока, вроде, получается удержать его.
– На секцию записался?
– Нет. Заставлять тоже не хочу. Думаю, раз желания нет, всё равно ходить не будет. Вообще, его очень трудно чем-то заинтересовать, – с сожалением размышляет родительница.
Сегодняшний рейд окончен. Признаться, во время посещения семей никто из нас не исключал вероятность встречи с пьяными родителями, рьяно доказывающими, что их образ жизни никого, кроме них самих, не касается, с неухоженными ребятишками, беспорядком и грязью в доме. К счастью, этого не произошло. Однако успокаиваться не стоит: сегодня в семье нормально, а завтра может статься так, что снова потребуется вмешательство со стороны ведомств профилактики.