Медиакарта
6:15 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Тематическая страница «Безопасная дорога»

Тематическая страница «Безопасная дорога»
15:20 | 02 марта 2011
Источник: Наша жизнь

Полезные советы

ЗАНОС,БОКОВОЙ ВЕТЕР

Пожалуй, нет среди водителей такого, который не испытал бы заноса автомобиля. Эта неприятность подстерегает и на мокром асфальте, и в гололедицу, и на заснеженной дороге. Тормозни — и пойдёт машина юзом... Известно, что при резком заносе автомобиля возникает поперечная инерционная сила. Она неодинаково распределяет нагрузку на правые и левые шины, рессоры при этом имеют разный прогиб. Кузов перекашивается, снижается устойчивость автомобиля. Предотвратить занос могут хладнокровие, трезвый расчёт, уверенные действия водителя.

Разберём случай правильного вывода автомобиля из заноса во время обгона, объезда или на повороте. Автомобиль занесло, скажем, влево, задняя его часть потеряла прямое направление движения. Как только водитель почувствовал начало заноса, он должен, не выключая сцепления, снизить подачу топлива до такого предела, при котором двигатель передаёт на ведущие колеса минимальный крутящий момент. При этом надо следить, чтобы автомобиль ни в коем случае не тормозился двигателем, так как возрастающие тормозные силы на колесах лишь увеличивают занос. Одновременно со сбрасыванием газа следует плавно повернуть примерно на пол-оборота рулевое колесо в сторону заноса, в нашем случае влево. Как только скорость бокового перемещения начнёт уменьшаться, нужно возвратить рулевое колесо в положение движения по прямой. Даже если автомобиль какое-то время продолжает двигаться боком, он постепенно возвратится к прямолинейному движению. Может случиться так, что автомобиль несколько развернёт в другую сторону, т. е. вправо. Такой разворот надо компенсировать соответствующим поворотом рулевого колеса вправо. После нескольких затухающих колебаний автомобиль займёт прямолинейное положение на проезжей части.

Следует отметить, что занос на повороте при достаточно высокой квалификации водителя можно использовать для облегчения манёвра. В начальной стадии заноса надо резко увеличить обороты двигателя, а в дальнейшем регулировать положение автомобиля не только рулевым колесом, но и газом. После прекращения заноса автомобиль будет повёрнут в направлении выхода из поворота, и можно продолжать движение, постепенно прибавляя газ. Такой способ значительно ускоряет вывод автомобиля из заноса на повороте, пользоваться им можно только после соответствующей тренировки на ровных и достаточно широких горизонтальных площадках с ледяным покрытием.

Приёмы вывода автомобиля из заноса, возникающего при торможении, аналогичны в основном приёмам вывода автомобиля из заноса на повороте. Нужно только помнить, что в случае блокировки колес необходимо мгновенно ослабить нажим на педаль тормоза. Это главное правило для прекращения заноса, о котором нужно постоянно помнить. А дальше надо действовать так, как и при заносе на повороте. Зимой на некоторых участках дороги образуется наезженная колея. При движении по ней, и особенно при выезде из неё, не исключена вероятность резкого заноса автомобиля. Выезжать из колеи следует, когда поблизости нет других транспортных средств, предварительно снизив скорость. В этом случае необходимо несколько вывернуть рулевое колесо в сторону, противоположную выезду, а затем энергично повернуть его в сторону выезда. На хорошо укатанной заснеженной дороге можно двигаться со скоростью несколько большей, чем при гололёде, однако надо учитывать, что при разъезде на узких участках возможно попадание колёс в рыхлый снег, лежащий на обочине. Поэтому надо снижать скорость.

НЕ ОТВЛЕКАЙТЕСЬ

Вы едете в автомобиле один (либо ваши пассажиры спят). Вдруг внезапно захотелось пить, курить, дотянуться до какого-то очень важного для вас в данный момент предмета. Но вожделенный предмет находится где-то на заднем сиденье. Тогда, не отпуская руль, вы находите предмет глазами и пытаетесь достать.

Чем опасны такие поиски, желание дотянуться до пачки сигарет, предательски скатившейся в противоположный угол передней панели, либо ответить на телефонный звонок, когда сам телефон вдруг упал на пол? В момент, когда вы тянетесь в сторону, рука непроизвольно изменяет положение руля (хотя вам и кажется, что «баранку» вы по-прежнему держите прямо). В течение одной секунды можно оказаться в кювете или на встречной полосе.

Совет: подготовьтесь к дороге, уложите все необходимое рядом, в передней части салона. Если же чего-то не учли — лучше съехать на обочину и остановиться, а уж потом искать.

Каким не должен быть водитель

Мы так часто видим человека за рулём, что перестали задумываться над тем, насколько ответственна и сложна работа водителя. Сегодня стать водителем автомобиля может любой человек, удовлетворяющий определённым медицинским требованиям, достигший 18 лет и окончивший автошколу или курсы. Но быть хорошим водителем может далеко не каждый.

Нельзя считать хорошим, надёжным водителем человека агрессивного, неуравновешенного, недоброжелательного, невежливого. Недопустимы также неуважение к законам, общепринятым нормам поведения, высокомерие, пренебрежительное отношение к мнению окружающих.

Любое из этих качеств при определённых обстоятельствах может привести к беде. Например, агрессивный водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» повышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» любой ценой. Он, когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему приоритет, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется недостаточно быстро, он сердится и предпринимает маневры по обгону, иногда выезжая на встречную полосу движения. Увидя приближающееся к перекрёстку транспортное средство, которое может помешать ему, он не снижает, а, наоборот, прибавляет скорость.

Недопустимо для водителя употребление алкоголя. Наиболее сильное воздействие алкоголь оказывает на центральную нервную систему. Хорошо известно отрицательное влияние алкоголя на скорость и адекватность зрительно-двигательных реакций, во многом обеспечивающих быстроту и правильность восприятия дорожной обстановки и действия водителя в ответ на её изменения.

Не меньшую опасность представляют появляющееся под влиянием алкоголя изменение настроения, переоценка собственных сил, недооценка опасности, ослабление способности контролировать и правильно оценивать свои поступки. Даже при употреблении небольших доз алкоголя снижается способность к критическому осмыслению ситуации, появляются беспечность, благодушие.

Подобное состояние вполне может привести к совершению роковой ошибки, следствием которой станет дорожно-транспортное происшествие.

За 12 месяцев 2010 года на территории Казанского района совершено 28 дорожно-транспортных происшествий, в которых 32 человека получили травмы различной степени тяжести, 5 человек погибли. В 8 ДТП водители находились в состоянии алкогольного опьянения.

За январь 2011 года на территории казанского района зарегистрировано 2 ДТП, виновниками которых явились пешеходы.

Т. ВЯЗОВИКОВА,
инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отделения ГИБДД ОВД по Казанскому району Изменения в ПДД

С 20 ноября 2010 года вступила в силу новая редакция правил дорожного движения.

  1. В правилах появилось несколько новых понятий. Например, «дневные ходовые огни». Эта новинка устанавливается на новых европейских автомобилях. Заводишь машину – и автоматически включаются дневные ходовые огни. Обычно это светодиоды большой яркости, обрамляющие или подчёркивающие фару. Если раньше требовалось ездить по загородным дорогам с включённым ближним светом, то теперь в правила добавилось следующее: «или с включёнными дневными ходовыми огнями». Кстати, в новой редакции правил ближний свет или эти огни должны быть включены везде и всегда.

  2. Понятие «препятствие» обозначает неподвижный объект на полосе движения (неисправное или повреждённое транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и так далее), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Однако в правилах оговаривается, что не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями правил. Например автобус, выгружающий пассажиров, – не препятствие. Поэтому, если вы его объедете через сплошную, вы лишитесь прав. Зато если вы через двойную сплошную объедете с левой стороны сломавшийся автомобиль, вам будет грозить только штраф от 1000 до 1500 рублей (ст. 12.15 ч.3 КоАП).

  3. Изменилось понятие «обгон». Теперь этим словом называется опережение попутного транспортного средства с выездом на встречную полосу. Все остальные ситуации – просто опережение. Поэтому, если в зоне действия знака «обгон запрещён» вы опередите другую машину, не выезжая при этом на встречку, вы не нарушите правил.

  4. Ещё одно новшество: исключение из знака «обгон запрещён». Теперь в зоне его действия можно обгонять тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и мотоциклы без коляски. Однако это новшество очень коварное. Ведь тихоходным транспортным средством считается не то, которое медленно движется, а то, чья конструктивная скорость не превышает 30 км/час. Тихоходное транспортное средство должно быть обозначено соответствующим знаком – оранжевый треугольник с обрезанными углами. Если такого знака на тракторе нет, то это не тихоходное транспортное средство. И даже если оно «ползёт» со скоростью 10км/час, обгонять его под знаком нельзя. Помимо этого в правилах нет исключений для сплошной линии разметки. Поэтому там, где в зоне действия знака «обгон запрещён», нанесена осевая, нельзя обгонять ни гужевые повозки, ни мотоциклы, ни тихоходы. Иначе вас могут лишить прав (ст. 12.15 ч. 4 КоАП).

  5. Ещё одна неожиданность: теперь если вместе со знаком «круговое движение» установлен знак «уступи дорогу» или «стоп», то те, кто едет по кругу, пользуются преимуществом. Во всех остальных случаях требуется руководствоваться правилом «помеха справа». Казалось бы, в чём отличие от ранее действовавших правил? Однако они есть. Например, если раньше перед кругом ставился знак «уступи дорогу», он сопровождался знаком, указывающим где и у кого главная дорога. Теперь всё по-другому: если перед круговым движением стоит знак «уступи дорогу», значит, все, кто едет по кругу, имеют преимущество. Причём по всему кругу.

Осторожно: дети!

Среди большого количества пешеходов выделим детей – самых подвижных, самых непредсказуемых участников дорожного движения. Их появление на дороге всегда должно заставлять водителя моментально сконцентрироваться и быть предельно внимательным. Но и детей надо постоянно обучать правилам поведения на дороге. Учителям, воспитателям и, главное, родителям необходимо бороться с привычками детей, которые сами по себе безобидны, но очень опасны на проезжей части улицы. Назову эти привычки.

Привычка смело выходить или выбегать из-за кустов, деревьев и других мешающих обзору предметов. На улице каждая стоящая машина, каждая помеха обзору должна восприниматься как сигнал возможной опасности. Нужно, чтобы дети всегда помнили, что нельзя выходить и тем более выбегать на дорогу из-за стоящих машин. Нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

Привычка начинать движение, не оглядевшись (например, в игре). Улица обманчива, в ней скрыты малозаметные опасности, дорожные ситуации не так просты, как кажется, главное на улице – наблюдать и замечать, предвидеть.

Привычка отступать, делать шаг назад не глядя. На проезжей части шаг назад может быть шагом под колёса. Безопаснее переходить проезжую часть без остановки на середине. Но если вы оказались между встречными потоками, следует остановиться и переждать на осевой линии. Нельзя делать никаких резких движений ни назад, ни вперёд, а нужно внимательно смотреть налево и направо.

Привычка оценивать обстановку без поворота головы. По дороге домой ребёнок может встретиться с приятелями, знакомыми или родителями. Они отвлекают внимание, а это очень опасно. Не замечая опасности со стороны, подросток пересекает проезжую часть, не оглядевшись, так как его взгляд направлен на интересующие его предметы: приятелей, родных, автобус.

Взрослые должны приложить все усилия для того, чтобы искоренить эти опасные привычки детей.

Т. ВЯЗОВИКОВА,
инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отделения ГИБДД ОВД по Казанскому району

Материалы страницы подготовила Олеся РУФ