Медиакарта
14:58 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Кровавой тропой призрака

Кровавой тропой призрака
15:25 | 02 марта 2011
Источник: Наша жизнь

«Коммунизма призрак
по Европе рыскал…
»
В.Маяковский

(Продолжение. Начало в № 16)

Всё рассказанное выше не имеет точной географии, имён и фамилий. Такие события вполне могли произойти в любом населённом пункте Тюменской губернии. Поскольку поводом для восстания, по утверждению историков, стали бесчинства, творившиеся продотрядами по отношению к крестьянам, причём не только к богатым, но и к бедным, с молчаливого согласия губернских и уездных властей. В годы существования СССР по идеологическим соображениям восстание в Сибири, впрочем как и в других губерниях страны, называли не иначе как кулацко-эсеровским мятежом. От народа скрывались истинные мотивы восстания и его участников. Это (особенно в первые десять лет после подавления крестьянского бунта) нужно было властям для последующего угнетения и закабаления крестьян. После распада Союза часть официальных документов, касающихся Сибирского восстания и хранившихся в госархивах под грифом «секретно», была обнародована. Именно тогда всплыла правда о тех трагических для крестьян событиях. Лет десять назад, читая краеведческий альманах «Коркинская слобода», я обратил внимание на один документ. Это были выдержки из доклада командира 85-й бригады ВНУС Н. Рахманова помощнику главнокомандующего вооружёнными силами республики по Сибири В. Шорину о подавлении повстанческого движения в Тюменской губернии с 10 февраля по 24 марта 1921 года.

«Несмотря на некоторую идеологическую подоплёку, красный командир Рахманов с педантичностью военного доложил о причинах восстания, о его движущих силах, конечных целях. Давая оценку восстанию, он докладывает: «Повстанческий пожар был настолько силён, что вовлёк всё крестьянство, включая бедняков. Повстанцы поставили своей целью: свержение советской (коммунистической) власти. Выдвигались в различных местностях самые противоречивые политические лозунги, начиная от беспартийности советов и до приглашения Михаила Александровича (брат царя Николая II, расстрелянный большевиками в июне 1918 года в Перми. В годы Гражданской войны ходили слухи о его спасении и возможном приходе к власти. Примечания редакторов публикуемых выдержек), но неизменным оставалось требование уничтожения всех коммунистов». Причины восстания. Одной из главных причин, в конечном счёте вызвавших восстание, безусловно, является продовольственная развёрстка (включительно: хлебная, мясная, шерстяная, масленая и прочие), сам факт которой был ненавистен собственническим инстинктам крестьянства, и в психологии последнего представлялся грабежом казны. Это представление крестьянства усиливалось многими случаями недостойного поведения продотрядовцев, действовавших по изъятию развёрсток, а именно: пьянством, побоями, непрестанными угрозами оружием и другими самочинными действиями, напоминающими поведение завоевателей в чужой стране (материал имеется в Сибревтрибунале).» Сибревтрибунал действительно рассматривал дело о бесчинствах продотрядовцев. 28 февраля 1921 года в Ишиме выездной сессией Сибвоенревтрибунала пятеро из них были приговорены к расстрелу, хотя расстрелен был только один. Остальным расстрел был заменён на 5 лет тюрьмы. Приговор трибунала был различными способами донесён до повстанцев. Власти,обнародуя приговор, делали попытку показать, что они озабочены бедами крестьян. Имела ли такая акция успех, неизвестно.

Очень важным в исследовании причин и организации восстания остаётся причастность к нему некого нелегального Сибирского крестьянского союза, руководимого якобы эсерами и бывшими офицерами. Так, наш земляк доктор исторических наук профессор А.Д. Колесников в своей книге очерков истории Казанского района под названием «Край зело богатый» пишет: «Это было масштабное крестьянское восстание, охватившее огромную территорию, со всеми признаками, характерными для крестьянских выступлений. Но факт одновременного выступления селян на огромной территории, заранее созданные штабы и группы руководителей свидетельствуют о том, что мятеж готовился.»

Далее он в подтверждение своей мысли об организованном мятеже пишет о том, что уже к началу 1921 года в ряде сёл из недовольных создаются группы (штабы, тройки, комендатуры), между которыми устанавливается связь. В январе 1921 года участились случаи спиливания столбов с целью нарушения связи по железной дороге. Аргументы, приведённые автором, весомы, но не бесспорны.

Другую точку зрения имеет писатель Анатолий Васильев. В своей документальной повести под названием «Восстание», напечатанной в альманахе «Врата Сибири» и поражающей глубиной изучения событий 1921 года, он написал следующее: «До самого конца XX века советские историки в голос утверждали, что Ишимское восстание – это кулацко-эсеровский мятеж, заранее подготовленный различными контрреволюционными организациями, вовсе не обращая внимания на авторитетное заключение близко по времени и должности стоящего к этому событию председателя Сибирского революционного комитета И.Н. Смирнова, который 9 и 14 февраля 1921 года в телеграммах Ленину заявлял: «Восстание в Тюменской губернии носит стихийный и неорганизованный характер».

Однако к мнению председателя Сибревкома никто не прислушался. Советской власти негоже было признавать свои преступные действия, повлекшие за собой крестьянский мятеж. Надо было искать крайних. ВЧК трудилась не за страх, а за совесть. Рыцари холодного сердца и ясного ума, научившиеся за годы Гражданской войны находить чёрную кошку в чёрной комнате, в которой чёрной кошки не было, быстро сфабриковали несколько громких дел против совершенно непричастных к восстанию людей.

Одним из них оказался корнет С.Лобанов, 19-летний студент строительного техникума, который и в армии никогда не служил, но якобы являлся руководителем подпольной организации. Было арестовано 38 человек. 17 из них по приговору коллегии Тюменского губревтрибунала были расстреляны.

(Продолжение следует)

Леонид АНДРЕЕВ
Рисунок Александра ТЮТЮННИКОВА