Медиакарта
22:41 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Спасает деревню корова-кормилица

Спасает деревню корова-кормилица
11:17 | 04 марта 2011
Источник: Наша жизнь

На потерях и обретениях замешана жизнь глубинных российских деревень. В сёлах, частично сохранивших статус центральных усадеб, сельскохозяйственное производство доведено до минимальных объёмов, а кое-где и набирает обороты. А вот в деревнях, где о животноводческих фермах и полеводческих бригадах вспоминают с ностальгией, как о невозвратной потере, произошли крутые социальные перемены.

Если в сёлах крупное товарное производство обеспечивает часть людей постоянной работой, то в деревнях трудоспособное население вынуждено искать работу вдали от дома, а не найдя её , всецело уповать на корову-кормилицу. Одна корова на деревенском подворье уберегает от голода, а две-три – помогают обрести достаток в границах пресловутого прожиточного минимума.

В Сладчанке работоспособное население содержит на своих подворьях в среднем по пять дойных коров, а отдельные семьи и по восемь.

Оговорюсь сразу же, что возможным это стало благодаря эффективной и добросовестной работе маслянских заготовителей молока, а точнее сказать, кооператива, создавшего нормальные условия для закупа молока от населения.

Ликвидация крупного товарного производства в Сладчанке поделила население деревни на две социальные группы. Одну представляют люди, которые живут в состоянии бесконечного ужаса, а другую – крестьянское большинство, не сразу, но упорно положившее конец ужасам постперестроечной эпохи. Многодетная семья Ережеповых из числа тех, кто, не надеясь на государство, всегда рассчитывает и опирается на собственные силы.

Ережеповы пытались было прибегнуть к помощи государства. Но в конце концов пришлось только пожалеть о том, что уйма времени напрасно потрачена была на сбор и оформление документов.

– Поскольку вы владеете коровьим стадом, то к малоимущим никакого отношения не имеете, – пояснили им государевы люди.

– Выходит, для того, чтобы получить помощь от государства, – невесело шутит Орык Сакеновна, – нужно окончательно обнищать. Одним словом, стали мы участниками программы под названием «Самовыживание», а не «Самообеспечение».

Супруги Ережеповы не гнушались никакой работы в годы, когда знать не знали, что такое безработица. На маслозаводе, тогда ещё действующем, Орык Сакеновна таскала фляги с молоком. Не искал случайных халтурных заработков и Баян Асолбекович. Дети рождались один за другим на радость молодым родителям. А радость, достаток дом лентяев и лежебок обходят стороной.

Двужильный Баян Асолбекович и в зрелом возрасте гибок как тростинка, статью своей походит на подростка. А в работе Баян Асолбекович как стальная пружина. За вилы возьмётся, и кажется, не сено взметают вверх его руки, а пух.

Малолетние Алтынбек и Айнура живут под неусыпным доглядом мамы. Пока дети спят, Орык Сакеновна успевает подоить восьмерых коров. Ережеповы не стали скупиться на покупку доильной установки.

Натруженные, изработанные руки Орык Сакеновны заслужили такого подарка. Но и механическая дойка не автомат, не робот. Нужно не раз поклониться коровкам пояс и поработать руками.

Но не тяжкий труд гнетёт многодетную мать. Печалится она, что дети её лишены возможности развиваться творчески. Младший Алтынбек донимает родителей не просьбой, а требованием научить его петь и рисовать. Он и поёт, и рисует, но в четырёх стенах просторного дома. Душа ребёнка требует общественного признания его дарований. А оценить эти дарования, кроме родителей, и некому.

– Нам с женой хватило бы коровы, барашков да кобылки с приплодом, – говорит Баян Асолбекович. – Но дочь старшую нужно учить, она в городе живёт. Младшие сын и дочка каждый день спрашивают, когда мы их в детский садик уведём. А детского сада в Сладчанке нет и не будет. Нужно переезжать на жительство в большое село. А кто нас там ждёт? Деньги копить надо на дом. Где их, денег-то, взять?

Поехал бы я с радостью на Север, большие рубли зарабатывать. Но дети малые. Нельзя. Вот и вынуждены мы обзаводиться дойными коровами. На нашем подворье их, не считая молодняка, восемь. Есть кобыла, овцы. В среднем за год от продажи молока зарабатываем мы по 150 – 180 тысяч рублей. Если бы в хозяйстве имелся трактор, можно было содержать на подворье и больше дойных коров. Но сено приходится покупать, а оно с каждым годом стоит всё дороже.

Прав Баян Асолбекович – затраты на производство молока растут неимоверно. Дорожает горючее, а стало быть, и плата за технические услуги. Скудными становятся сенокосы. Заливные луга засыхают, потому как обмелевший Ишим не одаривает эти угодья разливами. Казахстан забирает всю вешнюю воду для рукотворных морей и озёр вблизи Астаны.

Владельцы личных подсобных хозяйств в Сладчанке ежегодно сдают, а вернее сказать, продают до 160 тонн молока. Такому результату позавидовать может среднестатистическая крупная ферма. Но, ещё раз повторюсь, без участия и делового сотрудничества заготовительного кооператива излишки молока пришлось бы выпаивать свиньям или выплескивать в канаву. Да и не было бы смысла содержать на своих подворьях больше одной коровы.

В том, что сладчанцы и руководители заготовительного кооператива умеют находить общий язык, доказывает такой факт. Дабы не тратиться на приобретение модуля, охладитель и лабораторное оборудование для определения качества молока решено было разместить в пустующем добротном доме, принадлежащем приёмщице молока Надежде Ивановне Весниной.

– Молоко на приёмный пункт сладчанцы везут и несут круглый год, – не без гордости говорит Надежда Ивановна. – Мы по сдаче молока опережаем соседние сёла и деревни. Лидерами у нас являются семьи Бородиных, Ережеповых и Смолиных. Кооператив не только вовремя и сполна рассчитывается с населением за сданное молоко, но и поощряет лучших по итогам каждого года. Размер премий достигает 4– 6 тыс. рублей.

Сладчанцев заботят, но не страшат цены на горючее и корм для животных. Бога молят, даже неверующие в Бога, о том, чтобы стабильно работали Ялуторовский и Маслянский молокозаводы, которые укрепляют, развивают сеть молокоприёмных пунктов в Казанском районе. Сладчанка живёт этой крепкой связью, основанной на взаимной выгоде и доверительных отношениях. Чем крепче эта связь, тем прочнее уверенность в том, что жизнь в глубинных наших деревнях не угаснет.

Олег ДРЕБЕЗГОВ

На снимке: Семья Ережеповых. Фото автора

Теги: АПК