Ольга Ильинична Барнёва профессию продавца, а точнее сказать организатора торговли, выбирала осознанно. Восемнадцатилетним дипломированным специалистом вернулась она в родной Казанский район. Работала в районном потребительском обществе товароведом, а потом встала за прилавок. В Огнёво она работает и по сей день продавцом магазина, принадлежащем потребительскому обществу, но не тому, канувшему в Лету.
Ольга Ильинична, как и многие представители старшего поколения, родом из советской потребкооперации. В эпоху разрешённой гласности этот вид торговой деятельности, как и вся система советской торговли, был нещадно обруган.
Кооперация на селе являла собой монополию. Она, как и вся система советской торговли, выполняла не столько профессиональные функции, сколько распределительские.
С одной стороны, стабильные, десятилетиями не меняющиеся цены на товары, а с другой стороны, тотальный дефицит на всё, кроме хлеба, морской рыбы и примитивной, добротно и насмерть пошитой обуви, превращали торговлю в государство в государстве.
Правда, продавец деревенского магазина припрятать под прилавком мог разве что крендель колбасы или пару импортных дамских сапожек. Да и то не каждый день и даже не каждый месяц.
Вспоминаем мы с Ольгой Ильиничной давние советские времена без всякой душевной злобы. Напротив, жалеем об утраченном и о доброй эпохе, лишённой человеческой чёрствости. Вот и потребкооперация на селе имела свои здоровые корни. Мы хоть и в малой толике, но являлись её собственниками, каждый имел свой пай. Членство в потребкооперации позволяло за ничтожно малый процент купить в кредит дорогостоящий товар. Молодые, да и не только молодые, семьи за счёт этого кредита обставляли современной мебелью квартиры, покупали в рассрочку холодильники, телевизоры, а в эпоху позднего Брежнева и легковые автомобили.
Потребкооперация помогала заметно пополнить семейный бюджет. Заготконтора тысячами тонн закупала от населения картофель. Не гнушалась потребкооперация закупом и переработкой овощей, садовых ягод и дикоросов. В райпо эффективно действовали консервный, колбасный цеха, линия по разливу прохладительных напитков. Сегодня продать огородные излишки по относительно выгодной цене невозможно. Более расторопный и терпеливый народец торгует овощами и ягодами на рынке, а картофелеводство в районе сузилось до границ нескольких соток в огородах.
Говорили мы с Ольгой Ильиничной и о колоссальной потере рабочих мест в связи с ликвидацией не просто предприятия, а по сути отрасли на селе.
Ольга Ильинична сохранила верность профессии и предприятию, сменившему форму собственности и по большому счёту суть деятельности.
– Работаю не потому, что податься некуда. В профессию свою влюблена, – на одном дыхании произносит моя улыбчивая собеседница. – Этот выбор сделан был мной в детстве. Ничего в своей судьбе я менять не собираюсь.
В магазине, унаследованном от районного потребительского общества, продолжает трудиться Ольга Ильинична Барнёва. В отличие от советских времён в магазине, как в Греции, всё есть. Были бы только деньги у деревенского покупателя, а предложить ему продавец может всё или почти всё – от мясного деликатеса до ананаса.
– Торгуем мы в основном тюменским товаром, – рассказывает Ольга Ильинична, – и не только потому что мы патриоты родного края. Плохой товар даже из патриотических соображений и чувств покупать никто не станет, потому что выбор широк и богат. Тюменский товар выбирают за отменное качество и вкус.
То, что это так, мы убедились воочию. Раз в неделю завозятся в магазин колбасные изделия. К середине недели холодильная витрина была полупуста, раскупили почти всё.
Только что из ильинской пекарни подвезли хлеб, доставляют его каждодневно. То, что этот продукт не только съедобен, но ещё и качествен, доказывали хлебные ароматы. Балуют ильинские хлебопёки огнёвцев рыбными пирогами, сдобой отменного вкуса.
– А не разленятся ли местные хозяюшки, не позабудут ли они дорогу к печи? – задаю я вопрос Ольге Ильиничне.
– Выпекать пироги наши хозяюшки не разучатся, – уверенно заявляет продавец, – а покупают они ильинскую выпечку единственно для того, чтобы самим в грязь лицом не ударить и замесить такое тесто, чтобы оно в печи румянилось пуще ильинского.
Праздничный стол огнёвцев порадуют продукты с тюменской маркой. Даже на запотевшей от холода бутылке водки будет значиться тюменский адрес завода -изготовителя. Под тюменскую, ишимскую водочку в меру и для веселья будут в Огнёво и во всём Казанском районе произносить тосты за милых наших женщин, за державу нашу и за славную тюменскую марку.
Олег ДРЕБЕЗГОВ
На снимке: продавец огнёвского магазина Ольга Ильинична Барнёва
Фото Павла КУПЦОВА