Тая, Таисия Семёновна Квашнина, живёт в Юрге на улице Северной. В мае ей исполнится 84 года. Отметил свой 93-летний день рождения в марте и её муж, Клементий Васильевич, участник войны, защитник северной столицы. Встретились они после победы. Полжизни прожили в Викуловском районе. Крепкая порода людей, несгибаемых оптимистов, благодарно принимающих жизнь, как дар Господний.
Семья Таисии Семёновны проводила на фронт Якова и Михаила. Старший брат, Михаил, был военным. Брата Яшу призвали перед самой войной. Он погиб в первые месяцы сражений, когда фашисты вели активное наступление на западе. Михаил умер от ран в канун Победы, 20 апреля 1945 года, в Кенигсберге, в звании майора. День 9 Мая – это незабываемая дата. Горькая дата. Всех коснулись испытания военного времени.
Тася пошла работать в колхоз после шести классов. Овец, телят пасла. Когда последнюю партию мужчин отправили на фронт, девушек послали учиться на курсы трактористок.
С напарницей Устиньей Тропиной пахали, боронили землю, сеяли хлеб. Девчонкам повезло. Руководила бригадой Васса Ивановна Кириллова – Герой Социалистического Труда. Столько света и радости, столько оптимизма она внесла в их жизнь! Дала столько навыков. Зимой трактор с помощью приводного устройства молол зерно, а трактористок отправляли на лесозаготовки.
Всю войну Тася писала письма на фронт по просьбе малограмотной соседки Глаши, что жила в доме напротив. Это было привычным делом: «Тая, от брата письмо пришло. Приди, почитай да отпиши Клементию». Клементий Квашнин был призван на срочную службу в 1938 году. Он тогда ещё не мог представить, какой большой фронтовой путь выпал ему волею судьбы. Служил на Дальнем Востоке, потом в Монголии. Холодной, тревожной ночью летом 1941 года советские части в срочном порядке были переброшены в Читу. Там в течение месяца Клементий Квашнин прошёл подготовку на девятимесячных курсах младших лейтенантов.
Из Читы поездом – до места дислокации. Ему довелось защищать город на Неве, второй по значимости советский город, который был объектом пристального внимания гитлеровцев. В одном из боёв лейтенант Квашнин был ранен и отправлен в госпиталь.
Письма из госпиталя Тая помнила наизусть. Глашин брат Клементий писал, как много раненых в госпитале, сколько среди них безнадёжных. Перевязки, перевязки. Операция за операцией. Солдаты перебинтованные, бледные, с бескровными лицами. Сестрички в крови с головы до ног. Почта приносила мешками письма от родных и любимых. Клементий узнавал сразу почерк соседки Таи, передающей ему всякий раз горячие приветы.
В августе 1945 года молодой лейтенант Квашнин вернулся домой. Приехал в родную деревню к сестре. Ближе у него никого не было. Он с малолетства рос без отца, а на одиннадцатом году лишился матери. Вся женская часть деревни заглядывалась на фронтовика. А ему запали в душу Тасины письма. Девушка как будто всю войну была с ним рядом. Поэтому не кружилась у него голова от многочисленных девичьих взглядов. В начале октября собрал он свой фронтовой чемодан и перешёл в избу через дорогу, к Тае. Трактористка, рукодельница, она успевала в колхозе и дома. Юбки, кофты, занавески, скатерти – всё сама вязала. Вернулись на тракторы мужики – девчата ушли на ферму. За скотом, птицей ухаживали. На ферме стало попроще – больше времени оставалось для дома. Тая потом была переведена учётчицей в полеводство. Работала счетоводом. Клементий Васильевич заведовал фермой, был бригадиром строительной бригады.
Вместо старой избы поставили новый дом. Шестеро детей росло в семье. Став взрослыми, они связали свои судьбы с Юргинским районом: Миша, Нина, Галя, Коля, Таня. А вслед за ними в Юргу перебрались и их родители. Двадцать с лишним лет живут здесь, помогают детям внуков воспитывать. У Таисии Семёновны и Клементия Васильевича Квашниных одиннадцать внуков и тринадцать правнуков, которым есть чем гордиться.
Т. УСОЛЬЦЕВА