Медиакарта
5:30 | 28 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Долгий век Домны

Напротив меня сидит женщина, сложив на коленях морщинистые руки. За 99 лет они натрудились: кормили и пеленали детей, покрывались мозолями, жирным черноземом, мазутом, шили, пряли, косили. За свою долгую жизнь Домна Константиновна Чалкова повидала многое: лютый голод 1930-ых годов, трудности военного лихолетья, тяжёлую работу в поле, раздирающую боль от потери близких. Но её сердце не очерствело, она идёт по жизни с улыбкой.

Домна Константиновна родилась в деревне Босоногова Бердюжского района в 1911 году. Её родители Фёкла Никаноровна и Константин Иванович растили пятерых детей. Все сызмальства привыкли к тяжёлой работе.

Как тогда жили? В колхозе робили, всё вручную делали. Тяжело было. Я, когда подросла, и на Урале побывала, и под Москвой телятницей трудилась, – рассказала Домна Константиновна.

Потом уж Домна оказалась в одном из совхозов Голышмановского района. Работала дояркой на ферме в деревне Казакова Среднечирковской территории. Здесь ей и приглянулся Игнатий Чалков. Он был красивым, рослым парнем — как такой не понравится? Симпатия оказалась взаимной. В скором времени сыграли свадьбу. Да только недолго их совместная жизнь длилась. Игнатия Никитича в войну в числе первых призвали на фронт.

Помню, как мужиков забирали, как своего отправляла. Вещи в дорогу собрала, еды наготовила. Погрузили его вместе с остальными в машину и увезли. Больше и не видала его, – вспоминала Домна Константиновна, утирая кончиком платка невольно навернувшуюся слезу.

Игнатий Никитич Чалков погиб за год до Победы. А Домна Константиновна так и не вышла больше замуж — не повстречался ей человек, которого она полюбила бы больше, чем своего Игната. Солдатская вдова подняла на ноги сына и дочь. Держала большое хозяйство, чтобы хоть как-то свести концы с концами.

Сначала везде сама поспевала, позже ребятишки помогать стали. Там уж полегче стало, – делилась прошлым Домна Константиновна.

В декабре этого года Домне Константиновне исполнится сто лет со дня рождения. Попросили её поделиться секретами долголетия.

Какие секреты. Работала всю жизнь — да и всё, – просто ответила бабушка. – Хоть и тяжело раньше жили, да весело. Вместе трудились, вместе и отдыхали. Сейчас такого нет: каждый старается сам по себе быть. А одному человеку, ой, как нелегко приходится. От того люди и сохнут быстро.

Домна Константиновна и сейчас старается побольше двигаться — считает, что безделье убивает человека. Сама прибирает в своей комнате, моет посуду. Летом ещё и в огород стремится выйти — траву в огуречнике выполоть, грядки прорыхлить.

Так получилось, что Домна Константиновна пережила своих детей. Но она не одна. Рядом с ней заботливые внуки и правнуки. Сейчас бабушка живёт в доме дочери своего сына — у Людмилы Леонидовны Гусельниковой.

Все к себе жить звали. Да я сама в Казакова, у Люды, остаться захотела. Родина моя тут. Здесь вся моя жизнь прошла, – объяснила старушка.

Внуки и правнуки делают мою собеседницу счастливее год от года. Несмотря на разницу в возрасте, все они для нее – «малыши». Каждого из них она обогревает теплом своей души, поддерживает добрым словом, приободряет улыбкой. Большая и дружная семья – подарок судьбы Домне Константиновне за выдержанные испытания.

Анастасия ДЕМБИЦКАЯ

Фото Екатерины КАДОЧНИКОВОЙ

На снимке: Домна Константиновна с праправнучкой Лизой.