Медиакарта
4:34 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Три юбилея Виктора Зырина

Три юбилея Виктора Зырина
08:54 | 16 марта 2010
Источник:

Чтобы развиваться в условиях российского бизнеса, надо уметь держать удар

Раиса ПОЛОВИНКО

Юрий ПОПОВ (фото)

Весной 2010 года тобольские речники открывают сороковую навигацию. Это одна из славных дат в жизни генерального директора ОАО «Тобольский речной порт» Виктора Зырина. Небольшой чистенький автобус с логотипом речпорта на борту, собрав журналистов, провез их сразу на территорию южного грузового района. Здесь, на причальной стенке, на виду работающих портальных кранов прошло первое знакомство с предприятием.

Экскурс в историю

История Тобольска напрямую связана с водным видом транспорта. Город, выросший на Иртыше, повенчан с ним на века. Во все времена река играла большую роль в его развитии. В самый расцвет социализма, задолго до «махрового застоя», было принято решение о строительстве перевалочного порта – этого потребовало освоение нефтегазового комплекса на севере Тюменской области. После четырехлетнего напряженного строительства весной 1970 года была пущена первая очередь порта – южный грузовой район, и суда с грузами пошли на север.

Сегодня здесь так же бесперебойно работают краны, грейдеры и бульдозеры, «перепахивают» огромные горы щебня разных фракций. В порту, рассчитанном на один миллион тонн грузов, в 2008 году перевалка составила 2 миллиона 500 тысяч тонн. – Ежесуточно выгружаем в среднем по 60 вагонов, накоплено 250 тысяч тонн щебня, – рассказывает заместитель генерального директора Сергей Смердин. – Вот этот щебень и железобетонные плиты заготовлены для отправки в Уват, пойдут на берегоукрепление и строительство набережной.

В этот день на территории двух грузовых районов работали пять портальных кранов. Помню, когда была необходимость, портовики перерабатывали в сутки до 140 вагонов. В круглосуточном режиме трудятся восемь бригад докеров-механизаторов. Специалисты опытные, стажисты. Здесь не пошли по пути многих портов, где в связи с кризисом оставили в штате лишь крановщиков, а «зачистных» приглашают по мере надобности: затраты снижаются, ведь у предприятия нет обязательств перед сезонными работниками. В Тобольском порту придерживаются другой кадровой политики: хорошие специалисты работают ответственней, бережнее относятся к технике. Потому по-прежнему занимаются обучением кадров, их переподготовкой и специализацией. Уже в новом, 2010 году, выучили в учкомбинате десять крановщиков, здесь же они проходят стажировку.

_Экскурс в историю _

Северная причальная стенка порта строилась второй очередью и сдана была в 1972 году. Теперь уже не государство работало на порт, а он возвращал все затраты, понесенные на возведение такого дорогостоящего сооружения. Огромный углубленный ковш потребовал основательных земляных работ. Ширина обеих причальных стенок – и южной, и северной – по 400 метров. На каждой обустроено по четыре причала, установлены портовые краны, которые до сих пор под неустанным контролем исправно работают. Тогда через порт шли грузы, необходимые для добычи нефти и газа на севере области: трубы различного диаметра для прокладки газопроводов, железобетон, цемент для строительства северных городов, продовольствие для первооткрывателей новых месторождений. Каждая третья тонна всех материалов переваливалась в Тобольске, проделав длинный путь из Японии, Италии, Франции, Германии, пройдя еще перевалку в портах Черного моря, Балтики, Дальнего Востока. Уже отсюда груженые баржи тобольские речники вели на реки Казым, Обь, Надым.

Сейчас, когда акватория порта затянута полуметровым слоем льда, в него вморожено на зимний отстой 36 барж-трехтысячников, пятнадцать судов. Глубина под ними лишь два метра. В весенний же разлив иртышские волны поднимаются здесь до десяти метров. Всю эту многотонную массу удерживают высокие, добротно выполненные причальные стенки. После морозного ветра на открытых площадках порта особенно уютным показался кабинет генерального директора. Тем более Виктор Владимирович шутками встретил журналистов, разрядив серьезность официоза. А потом продолжил:

– Я здесь с 10 августа 1971 года. Думал, отработаю три года по распределению и уеду. Теперь родней этой земли уголка нет. Мне хочется, чтобы и в городе был порядок, и в области.

В следующем году будет сорок лет, как приехал в Сибирь вятич Виктор Зырин. А вот юбилей, с одной стороны, скромный – всего десятилетие, с другой же – более значимый, станет вехой в его биографии уже нынче. 29 июля 2000 года коллектив речного порта избрал В. В. Зырина генеральным директором.

Почему более значимый? Да потому, что годы эти были трудными не только для него одного. Всему коллективу под руководством нового директора пришлось осваивать новые условия, в которые попала вся страна.

– К 2000 году от двух тысяч работающих в коллективе осталось 455 человек, – вспоминает Виктор Владимирович. – Три года не платили налоги, задерживали и без того упавшую зарплату, были на грани банкротства. Из плановой социалистической системы сразу попали в капитализм.

– Пришлось учиться работать в новых условиях, – вспоминает директор. – Уже к 2008 году численность работающих возросла до 692 человек. Заработная плата в среднем составила 22430 рублей. Только налога на прибыль в тот год речпорт заплатил государству 30 миллионов 770 тысяч рублей, а чистый доход был почти 45 с половиной миллионов. Грузооборот приблизился к трем миллионам тонн, объем же перевалки грузов исчислялся 6521,8 тысячи тонн.

– За прошедшие десять лет мы ни на один день не задержали заработную плату, – отмечает директор. – Вся она – прозрачная, никакого «черного нала», с каждого рубля платятся налоги. Начали подумывать о лизинге – нужно обновлять механизмы, покупать новые суда. Приобрели девять портовых кранов, три судна, техники много. Но самое главное – мы вновь создали высокопрофессиональный, работоспособный коллектив.

– Существовала программа «Сотрудничество», объединявшая три субъекта Федерации – Ямал, Югру, Тюмень. Губернаторы совместно решали, где строить дороги, распределяли финансирование, утверждали трехгодичные бюджеты регионов. В таких условиях можно было работать. Думали, так и будет. – Вздох генерального директора лишний раз подчеркнул тягость дум о кризисе. И все же...

– На начало 2009 года не то что щебня – цифр никаких не было! Приходилось надеяться только на себя, пересматривать подходы к делу. Умные люди посоветовали: анализируй расходы – единственное, что зависит от тебя. А как можно сэкономить? Сократить численность, но при этом постараться сохранить коллектив.

Предприятие приняло программу жесткой экономии материалов, энергоресурсов.

– В январе при встрече с губернатором я доложил, что все наши показатели сократились.

Если бы мы не уменьшили расходы, были бы в больших «минусах». А так, выручка – 48%, расходы – 48,3%. Даже чистую прибыль удалось получить, правда, в два раза меньше, чем в предыдущем году. Зарплату снизили, средняя – 16176 рублей. Оказалось, она все равно выше среднегородской. Считаю, правильно поступили, и губернатор нас одобрил.

Говоря о Владимире Якушеве, генеральный директор подчеркнул:

– Я доволен, что нашу отрасль, особенно водный транспорт, правительство Тюменской области уважает. В.В. Якушев только стал губернатором, сразу к нам приехал. А уж мы стараемся его не подвести, работаем не покладая рук.

Говоря о предстоящей навигации, Виктор Владимирович обмолвился: «Рано что-либо говорить, но бизнес-план готов. Тот, который нас никогда не подводит». Безусловно, остаются надежды, что продолжится реализация начатых прежде проектов.

– В последние годы Тюменская губерния стала много работать по благоустройству районов. Вагайский район большой – Ушаково, Шестовое, Черное, Заречное. Возим туда щебень на строительство новых дорог. Начались работы в Сетово, Уватском районе. В прошлом году мы заработали 600 миллионов рублей, из них 180 – поставкой щебня на юг области. Наши постоянные партнеры – строительные организации ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», ООО «Уралавтодор», ЗАО «Варьеганнефтеспецстрой», были «лукойловцы», «Газпромнефть-Хантос», ОАО «Tюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие», уватские, ярковские строители. Мы готовы хоть куда доставить груз, были бы заказы...

Журналисты спросили директора, какую социальную поддержку удалось сохранить.

– Расходы на социальные нужды в 2009 году не только сохранены, но даже на два миллиона 610 тысяч превысили показатели предыдущего и составили 37 миллионов 810 тысяч рублей. Руководители предприятия, понимая, что в год кризиса людям труднее, не экономили на социалке.

Прозвучал на пресс-конференции и вопрос о рыбозаводе, который находится в собственности акционерного общества.

– Рыбозавод сегодня прочно стоит на ногах. Выпускает широкий ассортимент продукции, приносит прибыль. Помню, в 2005 году там зарабатывали 400 тысяч рублей, мы говорили – надо бы 700, тогда будет нормально. Сейчас у завода выручка 8-9 миллионов в месяц, он платит серьезные налоги. Рыба – это большое дело. Теперь задача – поднять Заболотье. Я уже встречался с бригадирами рыбаков, не дело возить рыбу куда-то, когда под боком свой завод. Думаем по весне зарыбить озера, денег выделим на несколько миллионов мальков, и осенью на прилавках будет наша пелядь, а не курганская. Главное, народ оживет в деревнях, перспектива появится.

Говорят, для того чтобы развиваться в условиях российского бизнеса, надо уметь держать удар. Это не каждому дано. Судя по тому, как открыто, по-деловому вел пресс-конференцию Виктор Владимирович, удар держать он мастер. За каждым словом директора чувствовалась глубокая мысль, просматривались конкретные решения, направленные на развитие порта и благополучие людей, в нем работающих.

НА СНИМКЕ: Тобольский речпорт.