Медиакарта
20:26 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Учитель! Нестареющее слово…»

«Учитель! Нестареющее слово…»
09:42 | 09 марта 2011
Источник: Трудовое знамя

В Сладковском районе прошёл муниципальный конкурс «Педагог года». В заочном туре участвовали двадцать учителей и воспитателей. На очном этапе участников уже было двенадцать. Конкурсанты проводили открытые уроки и занятия, классные часы, презентовали свою педагогическую концепцию, дискутировали на актуальные темы в сфере образования, показывали мастер-класс. В итоге есть победители, есть стимул для тех, кто пока не стал призёром.

…Символом конкурса «Педагог года России» является хрустальная фигурка пеликана. Её изготавливают на Дятьковском хрустальном заводе в Брянской области. Герб педагогического конкурса – пеликан, кормящий троих птенцов. Почему именно эта птица стала символом? Обратимся к истории. В 1763 году Екатерина II издала манифест «Об учреждении Московского воспитательного дома». Подкидышам, брошенным у ворот этого учреждения, по указу императрицы не только давали пропитание и крышу над головой, но и старались развить в них склонности к наукам, искусству, посылали учиться за границу. Если ребёнок оказывался крепостным, ему сразу же давали вольную. Пеликан, кормящий троих птенцов, стал гербом Воспитательного дома.

Существует легенда, что эта птица является образцом самоотверженной родительской любви. Разрывая клювом собственную грудь, пеликан кормит голодный выводок своей кровью…

Хрустальные фигурки стали наградой учительского конкурса. Этим не только отдавали дань истории, но и призывали педагогов к самопожертвованию и милосердию по отношению к ученикам и воспитанникам.

Легенда всегда остаётся легендой. Вымыслом, имеющим свою подоплёку, подтекст, поучительную нить. А жизнь – это совсем другое. И не нужно учителю опираться на исторические факты. Профессия педагога сама по себе подразумевает полную отдачу всех сил, умений и знаний своим ученикам.

На торжественном открытии очного конкурсного тура преподаватель химии Сладковской средней школы, победитель Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России» Н.М.Степкина приветствовала коллег: – Каждый из вас выбрал сложный путь – воспитание детей. Хочется пожелать сегодня всем здоровья, терпения, счастья, удачи. Конкурсная программа – это своеобразное испытание. Всего вам хорошего, желаю достижения ещё многих вершин! В составе компетентного жюри в рамках муниципального конкурса были начальник отдела образования Л.В.Марченко, заместитель главы района А.М.Сажин, заслуженные учителя Российской Федерации В.С.Конопельцева, А.И.Красноярова, Т.Д.Перепёлкина, опытные наставники, ученики Сладковской, Маслянской и Новоандреевской школ. Все они оценивали двенадцать открытых уроков и занятий. На самые разные темы.

Н.В.Орешина (Александровская СШ) беседовала с ребятами о символах нашего государства.

    А.Н.Калмыкова (Лопазное) показала обобщающий урок по развитию орфографической зоркости. Д.Р.Смолюх (Никулино) говорила о сложных отрицательных числах. Н.П.Ширшова (Сладково) рассказывала на английском языке о пользе и вреде некоторых продуктов питания. В.А.Мальцева (Новоандреевка) обобщила тему «Числительное». Г.В.Малинина (Маслянка) информировала о такой части речи, как союз. Т.Ф.Квасова (Сладково) рассказала о русской культуре 17 века. А.В.Мусихина (Маслянка) провела диагностико-коррекционное занятие «Доверие».

Воспитатели проводили занятия, конечно же, в игровой форме, так как работают с маленькими детьми. Е.В.Утева (Усово) говорила о флаге России, его изображении, значении триколора. О.В.Иванова (Маслянка) пригласила учеников в «Путешествие на воздушном шаре», развивая фантазию и образную память ребятишек. М.В.Пахомова (Сладково) учила считать до пяти, объясняла понятия «уже-шире» на примерах приключений сказочной Дюймовочки. Э.В.Грибовская (Новоандреевка) показала «волшебные» свойства воды. Занятие проходило с элементами исследования.

Выбрать лучшего из лучших было непросто.

– Я была в жюри в номинации «Молодой педагог». Знаете, оценивать было нелегко. Все коллеги молодцы, они добросовестно, ответственно отнеслись к конкурсу. Конечно же, волновались. Но старались не показать этого. Каждый выступил на должном уровне, – высказала мнение учитель биологии Менжинской школы, ветеран педагогического труда В.И.Полякова.

Учителя-предметники, набравшие большее количество баллов во время конкурса, показывали мастер-класс. В.А.Мальцева рассказала о православных праздниках, в частности о Масленице. А.Н.Калмыкова в игровой форме разучивала с «учениками» (в роли которых выступили коллеги) словарные слова. Т.Ф.Квасова необычно раскрыла тему истории, времена правления Ярослава Мудрого, создание им свода законов «Русская правда». Было очень интересно и занимательно.

После состоялась небольшая дискуссия. Обсуждались введение новых государственных стандартов в образовании, «плюсы» и «минусы» информатизации образовательного процесса, технические новшества в школе. Все были едины во мнении, что, заимствовав всё хорошее в том, ещё советском образовании, и привнеся в него новое и современное, можно воспитать творческую, свободную, конкурентоспособную личность. И только после обсуждения актуальных вопросов жюри подвело итоги и объявило победителей. В номинации «Учитель-предметник» первое место заняла Т.Ф.Квасова. В номинации «Молодой педагог» победила Н.П.Ширшова. Среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений лучшей стала Э.В.Грибовская. Все участники муниципального конкурса были награждены благодарственными письмами и денежными премиями. Три призёра получили заветных пеликанов. Были улыбки, были поздравления и слёзы радости.

– Я второй раз участвую в таком конкурсе. Два года назад выступала в номинации «Молодой педагог». Тоже стала победителем. Сейчас соперничала, так скажем, с более опытными коллегами. Легче или труднее было? Скажу: пришлось непросто! Волнение, ответственность. В этом году было и больше этапов конкурсной программы. Я ещё раз испытала свои силы. Советую всем участвовать, пробовать себя, самосовершенствоваться, – сказала в беседе с нами Т.Ф.Квасова.

Специальным призом ученического жюри и призом районной профсоюзной организации работников образования была награждена А.Н.Калмыкова.

– Впервые стала участницей такого конкурса. Очень волновалась! Ведь выступали перед такой аудиторией – коллеги, дети. И в то же время всё понравилось. Показала свои умения, знания, проверила свои силы. Дискуссия была довольно интересная. Постоянно чувствовала поддержку коллектива Лопазновской основной школы, за что я ему благодарна от всей души! – сказала Анна Никитична.

– Было очень интересно смотреть разные уроки педагогов. А вот оценивать – непросто. Во-первых, мы не до конца понимаем всю специфику учительского дела. Во-вторых, как можно оценить труд педагога? Все они мудрые, знающие свою профессию, – подчеркнула член ученического жюри, ученица Маслянской школы Аня Здоровых.

– Хочется сказать слова благодарности и признательности всем, кто участвовал в конкурсе. Не останавливайтесь на достигнутом, приумножайте свои успехи! – пожелала Л.В.Марченко.

… На лицах учителей и воспитателей – улыбки и радость. В руках – символические пеликаны. И сам педагог, словно эта птица, символ милосердия и самопожертвования. Он зачастую отдаёт все силы, всё своё время ученикам, словно собственным детям. Такова учительская профессия. Одна из самых благородных на Земле.

Елена ДАНИЛЬЧЕНКО

Фото Александра ПАПУШИНА