Медиакарта
12:36 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Новая школа» - наша!

Текст Виктория Ермакова

На двери гимназии – домофон. Вместо квартир – младшие классы. Любой родитель может позвонить и попросить учителя направить малыша в вестибюль, чтобы передать ему какие-то вещи, убедиться в хорошем самочувствии или просто пять-десять минут пообщаться.

Вызовы во время уроков не поощряются, но поскольку многие дети здесь находятся в течение всего рабочего дня, мера кажется продуманной: педагог всегда знает, куда, с кем и насколько отлучился его ученик.

На втором этаже второклашки играли в догонялки и кувыркались на чистом ковровом покрытии. Учителя следили, чтобы их подопечные не ушиблись, но не одёргивали и не требовали смирно стоять в углах или чинно прогуливаться вперёд и назад, пока не закончится перемена. Смех расшалившейся малышни, большие, уютные диваны вдоль стен, интерьеры с множеством цветочных композиций – всё рождало ощущение дома, крепкого, надёжного и любимого.

-Наше здание выстроено по проекту шестидесятых годов. Он очень прост: спортивный зал в центре, вокруг коридоры, – рассказывает директор гимназии № 83 кандидат педагогических наук Татьяна Анатольевна Осипова. – Сколько всего пришлось перестроить, чтобы здесь появились не только классы, но и множество индивидуальных кабинетов, уголков, где ребята могут активно отдохнуть или, наоборот, расслабиться после уроков, понаблюдав, как неспешно плавают рыбы в больших аквариумах. У нас есть даже специальный кабинет релаксации и сенсорная комната, где психологи проводят занятия с гиперактивными детьми.

Гимназию № 83 хорошо знают тюменцы. В 2005 году она была признана одной из лучших школ России, и первая среди учебных заведений нашего города получила президентский миллион рублей в рамках национального проекта «Образование». Тогда же Осипова была названа директором года–2005. В следующем 2006 году гимназия заняла первое место на городском конкурсе среди муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Сегодня, когда утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», захотелось услышать ответ на вопрос: а как коллектив видит себя в русле дальнейших преобразований? Как собирается воспитывать личность 21 века – патриотичную, креативную, духовно и физически совершенную, готовую жить в мире высоких технологий?

-Когда мы ознакомились с основополагающими пунктами инициативы Дмитрия Анатольевича Медведева, было чувство: да это же всё наше! У нас многое уже сделано! – говорит Татьяна Анатольевна. – Гимназия была открыта в 1992 году и изначально задумывалась как образовательное учреждение полного дня. Ребятишки могут находиться здесь двенадцать часов, и всё это время у них заполнено общением с самыми лучшими педагогами. Родителям не надо забирать их после уроков, чтобы отвести в музыкальную школу или на тренировку. Каждый ребёнок внутри гимназии имеет возможность заниматься спортом, а также по желанию получает музыкальное, хореографическое или художественное образование. Когда я в Москве в 2005 году поделилась с коллегами нашими наработками, меня долго расспрашивали, делали записи: большинство школ страны только-только начинали внедрять подобную практику. И детский сад при гимназии мы открыли первыми. Помню: я очень волновалась, когда к нам приехал губернатор С.С.Собянин, не знала, как ему об этом сказать... Он всё понял, увидев детские кроватки, одобрил: «Молодцы!» Чтобы детский садик смог по-настоящему развернуться, наш Управляющий совет решил взять в аренду дополнительное пустующее помещение. Теперь места хватает всем: мы набираем малышей с двухлетнего возраста и постепенно готовим их к школе. В дошкольном отделении гимназии 130 малышей.

В нынешнее здание гимназия переехала в сентябре 2005 года. Расположено оно в очень живописном месте: колодец многоэтажек внезапно размыкается, а за ним, сколько хватает глаза – частный сектор: дома, дымы, бани. Когда я увидела этот пейзаж, сразу подумала о семьях, которые здесь живут. Захотелось сделать что-то для ребятишек, выросших, возможно, не в самой благополучной обстановке, помочь им найти контакт со сверстниками, научить отвечать за свою судьбу. Так родилась идея кадетской школы – не просто отдельных классов, но целой стройной системы воспитания мальчиков и девочек. Сегодня мы сотрудничаем с представителями МВД, МЧС, Министерства обороны, Федеральной таможенной службы. Старшие ребята проходят практику в силовых структурах, 70 % выпускников кадетских классов поступают в высшие военные учебные заведения различных профилей.

Удивительно, но несколько раз мне задавали один и тот же вопрос: как можно совместить подготовку кадетов с лингво-эстетической направленностью гимназии? В ответ я спрашивала: а разве будущий офицер не должен быть культурным человеком? У нас есть кадетско-музыкальный и кадетско-хореографический классы, наши юные барабанщики участвуют во многих городских мероприятиях. На будущий год откроем кадетско-художественный класс. Желающих записаться в них очень много, причём не только среди жителей микрорайона. В гимназии учатся дети бизнесменов и госслужащих, которые понимают, что каждому молодому человеку в жизни необходимы дисциплина и умение постоять за себя. Кроме того, наши выпускники владеют двумя иностранными языками, а эти знания в сочетании со специальной физической подготовкой соответствуют требованиям самых престижных высших учебных заведений министерства обороны или ФСБ, поступить в которые считают за честь многие юноши.

Кстати, здоровье выпускников – как будущих военнослужащих, так и тех, кто собирается реализовать себя на «гражданке» - в числе наших главных забот, и это, как известно, тоже приоритет «Нашей новой школы». Предусмотренный новыми стандартами обучения третий час физкультуры в гимназии введён уже несколько лет назад, причём дети сами решают, в каком спортивном направлении попробовать силы. Мы стараемся сбалансировать различные виды деятельности: тем, кто занимается танцами, для развития внимания и логического мышления добавляем шахматы, а маленьким музыкантам – дзюдо. У нас представлены многие боевые искусства: проводятся занятия по каратэ, армейскому рукопашному бою, фехтованию. Была и такая практика: по решению Управляющего совета на специальном автобусе кадетов возили на ипподром и в бассейн. К сожалению, пришлось от неё отказаться: городские пробки отнимают слишком много времени на дорогу туда и обратно.

В гимназии создана целая медико-психологическая служба. В её составе - врач-педиатр, врач-стоматолог, фельдшер, три психолога, инструктор ЛФК, логопед. Серьёзно продумана организация учебного процесса: есть время для прогулок на свежем воздухе, умственные нагрузки чередуются с движением... Хочется несколько слов сказать и о нашей столовой: мы сами закупаем продукты, и все столовские работники числятся в штате гимназии. Родители могут договориться об индивидуальном питании для своего ребёнка – по медицинским показаниям или в связи с религиозными постами. Кроме того, для учащихся предусмотрен шведский стол: не любит кто-то кашу - значит, подойдёт и возьмёт то, что ему по вкусу.

-Татьяна Анатольевна, готовясь к встрече с Вами, я интересовалась тем, что говорят о гимназии… Это правда, что юные лингвисты здесь учат китайский язык?

-У нас есть небольшие группы старшеклассников, которые его изучают, ну а в обязательном порядке мы даём два языка: английский плюс немецкий или французский. Для ребят, стремящихся как можно лучше овладеть лингвистическими знаниями, предусмотрена зарубежная практика. Например, по договорённости с немецкими властями они уезжают в Германию, где работают в социальных учреждениях: приютах, книжных магазинах, аптеках. Общение с носителями языка очень важно, так что в свою очередь мы приглашаем из Мюнхена студентов, которые проводят в гимназии уроки немецкого и совершенствуют свой русский.

-А ещё рассказывают, что Вы собрали у себя поистине «золотой» педагогический состав...

-Мне приятно отметить, что многие учителя работают в гимназии с момента её образования. Очень дорожу своим стабильным коллективом, но, что правда, то правда: когда вижу интересного человека, всегда стремлюсь его «заполучить». Например, пригласила молодого психолога Евгению Александровну Копотилову. Она настолько увлечена своим делом, что постоянно находит какие-то новые тесты, компьютерные программы. Уже уговорила купить программу, помогающую в пять лет распознать одарённость ребёнка... Удивительный человек Александр Владимирович Франовский – офицер, преподаватель истории и обществознания, исключительно эрудированный, прекрасно знающий философию и право. Все его дипломы, включая диплом Военно-политической академии имени В.И.Ленина, – красного цвета. Он родом из Калининграда, нас познакомил мой супруг-военный. Я несколько лет уговаривала Александра Владимировича перейти в гимназию на работу. Он решился, и вот результат - дети его просто обожают. Кстати, почти сорок процентов наших педагогов – мужчины. Александр Витольдович Васильев – преподаватель живописи и одновременно завуч художественной школы: гимназисты под его руководством получили множество дипломов международных выставок. Азат Халильевич Зимагулов – музыкант-виртуоз, один из солистов тюменского ансамбля народных инструментов «Ваталинка», он создал в гимназии инструментальный коллектив, где участвуют четырнадцать мальчиков разного возраста. Не отстают и наши женщины: в 2010 году в межрегиональном конкурсе педагогов на базе академии культуры и искусств первое место заняла Любовь Николаевна Щипка, преподаватель по классу баяна и аккордеона, а второй стала Нина Анатольевна Мурашова, учитель вокала и музыкальной литературы, руководитель хора. Это лишь несколько примеров… На самом деле о любом нашем педагоге найдётся что сказать хорошего, и это очень важно, учитывая, какие высокие требования предъявляет к личности учителя президентская инициатива.

-А как формировалось Ваше видение того, какой должна быть современная школа?

-Мне повезло работать в различных регионах страны и участвовать в образовательных экспериментах разных лет. Начинала как пионервожатая в Кургане, потом с мужем переехала во Владивосток. Там прошла путь от учителя до директора школы. Это были 80-е годы, тогда в моду вошло углублённое изучение отдельных предметов. Раз я историк по образованию, то и школа у нас была с углублённым изучением истории. Когда мужа перевели в столицу, мне посчастливилось попасть в одну из центральных московских школ. В ней были профильные классы: с детьми занимались педагоги механико-математического факультета МПИ, целенаправленно готовили их к поступлению в вузы – тогда это считалось новинкой. Потом мы вернулись в Курган, где я проработала ещё восемь лет. Там удалось выпустить гуманитарный класс – все без исключения дети поступили в университет. А ещё это было учебное заведение, знаменитое двенадцатью выпускниками-полковниками. Тогда, наверное, у меня и зародилась мысль о создании кадетской школы. Разнообразная практика и накопленный опыт дали чёткое понимание того, каким должно быть образовательное учреждение. В 2002 году наша семья приехала в Тюмень. Я очень благодарна этому городу за поддержку инноваций, за возможность воплотить свои идеи и предложить детям различные образовательные направления.

В приёмной гимназии работает не просто секретарь, а профессиональный юрист, ведь руководить учебным заведением, где заинтересованные стороны – дети и родители – имеют большую возможность выбора, очень непросто. Кроме обязательных уроков, предусмотренных федеральной программой обучения, существует целый список предметов, которые даются ученикам на договорной основе. И тут возникают проблемы: кому-то хочется то одного, то другого, или всего сразу, или чтобы не как у других. Иной раз родители не вовремя вносят плату за платные образовательные услуги. Директору приходится искать способы не оставить сотрудников без зарплаты, а ребятишек – без любимых предметов.

Впрочем, детей эти проблемы не касаются: их жизнь наполнена творчеством, у них каждый день – радость нового открытия. И тут очень хочется рассказать ещё об одной «изюминке» гимназии – о музее истории культуры Тюменского края. Он расположен рядом с основным зданием, в отдельно выстроенном одноэтажном доме. В его стенах устраиваются кадетские балы, музыкальные вечера, а гуляя вдоль полок, можно поговорить об укладе, каким жили сибирские семьи, ведь среди экспонатов – книги, иконы, кухонная утварь, одежда и предметы быта восемнадцатого-девятнадцатого веков. Многие из них лично собирал по деревням Иван Васильевич Кайнов, заместитель директора и преподаватель мировой художественной культуры и культурологи. Он и проводит ознакомительную экскурсию:

-Вот посмотрите: ладка, общая миска, которую выставляла на стол хозяйка, когда домочадцы собиралась к трапезе. Все по очереди зачерпывали из неё похлёбку. От какого слова название? От слова «лад» - это в семье главное. Вот керамическая банка с клеймом мастера, вот блузка из «китайки» - о таком материале с шёлковыми нитями мечтали все крестьянские девушки, да не каждая могла себе позволить, а мой предок привёз с востока в подарок своей невесте. Вот семейная библия, польская – тоже реликвия прадедов. На последних пустых страницах сделаны пометки: люди вели хозяйство, записывали радостные и печальные события... В нашем музее всё это можно потрогать, взять в руки. Зачем? Чтобы научить ребёнка жить в гармонии с собой и с природой – такова главная задача деятельной педагогики. Ведь что такое воспитание? Я могу много раз повторять, что надо беречь книги, но мало кто из учеников прислушается. А могу взять с полки томик Горького, изданный в 1947 году. В нём на первой странице – прощальное письмо тяжело больной матери своему сыну. Она передаёт ему единственное богатство – семейную библиотеку, и просит никогда не терять доброты по отношению к людям. И вот это уже берёт за душу не только взрослых, но и детей. Наши ученики умеют чувствовать подобные вещи. Недаром одна из гимназисток, Даша Риччио, переписывается с дочерью поэтессы Юлии Друниной, а гимназист Ваге Аветисян ездил в Армению в дом-музей гениального советского художника Мартироса Саряна и познакомился с его внучкой Рузанной и правнучкой Софьей. Нашёлся ученик, который взялся доискаться: кем была хозяйка этой книги, кем стал её сын. Очень трудная задача – ведь там нет даже подписи, только штампик книжного магазина. Сумеет мальчик найти какие-то зацепки или нет, я пока не знаю. Но то, что он вырастет неравнодушным человеком, – это сомнения не вызывает.