Медиакарта
7:28 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

За безбарьерную среду

За безбарьерную среду
12:13 | 10 марта 2011
Источник:

Как помочь людям с ограниченными возможностями?

Татьяна СТЕПАНОВА

Состоялось очередное заседание президиума правительства Тюменской области. Одним из важных вопросов его повестки стала тема создания в регионе безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Открывая обсуждение, Владимир Якушев заметил, что эта тема вызвала массу откликов в губернаторском видеоблоге. Очень эмоциональные, иногда резкие комментарии тюменцев обозначили наиболее острые грани проблемы. Это прежде всего возможность свободного передвижения инвалидов, в частности, колясочников, как по населенным пунктам, так и между муниципалитетами.

Заместитель губернатора, директор департамента социального развития области Ольга Кузнечевских рассказала, что сейчас в Тюменской области живут более 107 тысяч людей с ограниченными возможностями – около 7% от общей численности населения. В том числе свыше 5,7 тысячи детей-инвалидов (2% от числа всех ребятишек в области).

Больше всего нуждаются в создании особых условий для нормальной жизни 5 194 человека, страдающие нарушениями двигательных функций (колясочники), чуть меньше инвалидов по зрению и около двух тысяч – с нарушениями слуха. Большинство таких людей (особенно относящихся к первой категории – колясочников) живет в городах области.

С 1 января текущего года департаменту социального развития Тюменской области переданы федеральные полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. Среди таких специальных средств – инвалидные коляски, протезы, слуховые аппараты и другие. Кроме того, область смогла выделить из своего бюд-жета деньги на дополнительные технические средства, не входящие в федеральный перечень: диктофоны для слепых, пандусы телескопические, приборы для письма по Брайлю, сиденья в ванну, наборы для развития мелкой моторики и т. п.

Действующее законодательство обязывает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления и организации создавать людям с ограниченными возможностями здоровья условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям и сооружениям.

Служба социальной защиты населения области вместе с главным управлением строительства и ЖКХ следит за выполнением строительных норм и правил при строительстве новых и ремонте действующих центров обслуживания, домов-интернатов и других объектов социальной инфраструктуры.

Со второго полугодия 2010 года департамент соцразвития региона ведет мониторинг доступности наиболее востребованных объектов. По данным мониторинга, с учетом требований доступности оборудовано более 64% от всех объектов, введенных в эксплуатацию после строительства, реконструкции и капитального ремонта за прошлый год.

Проблема в том, что на создание безбарьерной среды для инвалидов серьезное внимание стали обращать лишь в последние годы. А многие объекты введены в строй задолго до этого. Когда эти здания оборудуют, например, пандусами – зачастую их размеры, наклон продиктованы архитектурными особенностями, что не очень облегчает доступ людям с ограниченными возможностями здоровья.

«Тем не менее никакие трудности, – отметил губернатор, – не должны останавливать нас при формировании доступных условий для жизни, работы и отдыха всех жителей области».

Результаты ежегодного мониторинга свидетельствуют, что пока остается низким процент оборудования по новым требованиям жилых и административных зданий, транспорта. К примеру, если общественный транспорт в целом оборудован для передвижения инвалидов примерно на 10%, то из междугородных автобусов только один приспособлен для колясочников.

«Чтобы эта программа была эффективной, она должна стать более конкретной и адресной», – считает Владимир Якушев. Он поручил проанализировать количество людей с ограниченными возможностями здоровья по муниципальным образованиям, уточнить их запросы с тем, чтобы можно было спланировать конкретные шаги по улучшению доступа к социально значимым объектам таких жителей на каждой территории отдельно. Это позволит, допустим, учесть потребности тюменцев с ограниченными возможностями при обновлении парка межмуниципального транспорта.