В Омутинском районе реализуют уникальный проект витаминизации школьного питания.
Под занавес совещания по реализации национального проекта «Образование», которое в Тюмени провел в конце февраля премьер правительства России Владимир Путин, слово взяла министр социальной защиты Светлана Голикова.
Говорила она о здоровье школьников, а вернее, об отсутствии у них такового, и о том, что национальная задача — дать качественное образование — должна содержать в себе обязательное условие: выпускники школ должны быть не только умными, но и здоровыми.
В Омутинском районе постарались взглянуть на проблему здоровья школьников с необычной стороны. Городить здесь стали не огород, а одну за одной теплицы из сотового поликарбоната. В мае у нас снег далеко не редкость, и в сентябре уже белые мухи закружить могут. Продлить сезон живого свежего питания не так-то просто. Школьная теплица – вот выход. Как сказала директор одного из омутинских учебных заведений: «Теплица в школе – это клад». Если это действительно так, то в Тюменской области абсолютным чемпионом по такому «кладоискательству», безусловно, является глава Омутинского муниципального района Валерий Шалабодов. По его инициативе уже почти половина крупных школ района имеет в своем распоряжении просторные поликарбонатные оранжереи. В Омутинском районе единодушно утверждают, что появление в школах теплиц – заслуга именно главы района. Откуда такой энтузиазм?
– Ну, во-первых, – говорит Валерий Дмитриевич, – в этом нуждаются и школьники, и школы. У каждого учебного заведения есть участок земли, который они обрабатывают, выращивают картофель, свеклу, морковь. Сами понимаете, в нашем климате вырастить картошку еще можно, а вот с помидорами и огурцами уже сложнее. Деревенские школы нуждаются во многом, но теплица – это приоритет. Об этом директора говорят при каждой встрече. Конечно, сразу встает вопрос финансирования, но тут, как говорится, было бы желание. Тем более что в Тюменской области организации питания школьников уделяют большое внимание и здоровая инициатива в этом деле находит понимание.
Как бы парадоксально это не звучало, но культуры живого витаминного питания на селе, увы, нет. Котлеты, пряники и сосиски в тесте убийственно сказываются на самочувствии детей. В Омутинском районе поставили цель – улучшить питание детей. Каждый школьник должен получать в столовой достаточное количество овощей. В такой «борьбе за витамины» теплица – лучшее средство. И не только для организации питания. Живой огород под поликарбонатной крышей дает возможность детям изучать практические аспекты биологии. В теплице для учеников проходят практические занятия. Навыки работы здесь и терпению учат, и к живому доброе отношение формируют. Очень важно в современном мире парням и девушкам хорошо знать геометрию и разбираться в компьютерах, но если ты деревенский житель, а с землей работать не научился, то грустно это.
– Мы не ставим цель, чтобы все сельские дети в агрономы пошли, – поясняет Валерий Шалабодов. – Главное, чтобы воспитать у подрастающего поколения привычку к труду. Вот уж это в жизни всегда пригодится.
Активно поддерживает проект строительства в школах универсальных теплиц из поликарбоната начальник отдела образования Галина Осинцева:
– В нашем районе при каждой школе есть учебно-опытные участки, на которых дети изучают растениеводство. Для таких целей теплица – первый помощник. Вот и стали школы ими обзаводиться. Первая появилась ко дню рождения омутинской средней школы № 1. Следом теплицами обзавелись Большекрасноярская, Журавлевская и Ситниковская школы… Когда директора разглядели, что это такое, все вопросы – нужна или не нужна теплица в школе – перестали стоять в принципе. Дети, помимо здорового питания на весь год, получают практические знания и навыки. Сегодня в школах, где есть теплицы, ученики получают по 450 граммов овощей в день, больше, чем прописано по нормативам. А так как это все выращено самостоятельно, обед обходится дешевле. Плюс к этому школы имеют возможность излишки рассады продавать, многие так и делают. Весь доход – в бюджет школы. Необходимо активнее развивать тепличное хозяйство, которое может приносить школе весомый доход, и обучать детей овощеводству, цветоводству и агробизнесу.
Тема работы на участке детей в каждом случае всесторонне прорабатывается. В школах действуют управляющие советы, проводятся родительские собрания, учитываются мнения и пожелания самих учеников. В основном все относятся к идее с энтузиазмом. Родители – с большим, дети – иногда с меньшим, но и те, и другие понимают, что это важно. Проводятся конкурсы, выставки выращенной продукции – как внутри школ, так и межмуниципального уровня, так что и соревновательный порыв присутствует. Победителей поощряем, причем не только грамотами, но в отдельных случаях материально.
В целом дети с охотой идут работать в теплицы.
Одним словом, теплица для школы – ценное приобретение. А если бы это было не так, разве стали бы мы заказывать их еще, да в два раза больше?
Тамара Шабанова, директор Большекрасноярской средней школы:
– Теплица в школе с 2008 года. Специалисты компании «Планта СМ» смонтировали ее буквально за несколько дней. В прошлом году у нас уже был ранний урожай редиса и петрушки. Потом вырастили помидоры, огурцы, перец. Урожаи получаются отличные. Большая часть идет в столовую на питание учеников. В нашей школе из 120 детей 98 получают бесплатные обеды. А излишки – цветы или петрушку – просто раздаем детям, для домашних палисадников и огородов. Воспитанники трудятся в теплице с удовольствием, но и ответственность чувствуют. За все время ни разу не было случаев хулиганства или воровства со школьного огорода.
Алексей Левченко, учитель биологии Журавлевской средней школы, заслуженный учитель РФ:
– В теплице с детьми работаю немного, это приоритет учителя труда – он по образованию агроном. Но на уроках биологии проходим в теории то, что дети потом постигают на практике, работая на пришкольном участке. И то, что информация, полученная на уроках, может быть безотлагательно проверена в деле – это просто замечательно.
Сергей Кайнов, учитель труда Журавлевской средней школы:
– На пришкольном участке и в теплице дети работают с пятого класса по одиннадцатый. Каждый выполняет посильную работу. Трудятся с интересом, но и расшалиться могут, особенно те, кто помладше – тут уж глаз да глаз. Если возникает необходимость в тяжелой работе, то ее, разумеется, взрослые выполнят вместе со мной. Ребятишкам остается за растениями приглядывать, прополоть, полить. Такой труд им только в радость.
Говорят, то, что заложено в детстве, человек пронесет через всю жизнь. Если так, то благодаря пришкольным теплицам омутинские школьники через всю жизнь пронесут любовь к труду, к земле, к дарам природы.
Автор Таисья СЕМЕНКОВА