Медиакарта
18:55 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Кровавой тропой призрака

Кровавой тропой призрака
15:04 | 11 марта 2011
Источник: Наша жизнь

«Коммунизма призрак по Европе рыскал…»
В.Маяковский

(Продолжение. Начало в №№ 16,17,20)

Безумство толпы после завершения расправ не закончилось. Всем хотелось крови и ещё крови. Однако лидеры восстания понимали, что за эту кровь придётся платить ценой собственных жизней. Не менее жестокая власть также жаждала крестьянской кровушки. В такой безысходности надо было идти к тем, кто мог бы организовать восставших. И мятежники пошли. Пошли к бывшим царским офицерам, давно прекратившим политическую борьбу, пошли к работникам военкоматов, служащим Полестро (воинские подразделения, выполнявшие работы по сооружению полевых укреплений). Многие из тех, кого пришли просить, добровольно влились в неорганизованные отряды восставших. Некоторых привлекли под крестьянские знамёна угрозами расправы над семьями и родственниками. Буквально через 3-4 дня толпы вооружённых крестьян были сформированы в отряды, полки, дивизии. Во главе таких формирований встали люди, имевшие практический навык ведения боевых действий.

Основные удары Ишимская народная армия (так стали называть себя восставшие) наносила вдоль линии железной дороги на участках Ялуторовск – Ишим и Ишим – Омск: уничтожала телефонную связь, разрушала железнодорожные пути, захватывала станции и разъезды, близлежащие деревни и сёла. Одновременно с боевыми действиями армия вела мобилизацию мужчин в возрасте от 18 до 45 лет. Под ружьё было поставлено около 6 тысяч человек. Во главе армии встал Григорий Атаманов, уроженец села Смирное, прошедший окопы Первой мировой войны, работавший в Ишимском военкомате в отделе по учёту гужевого транспорта. Командарм ввёл жестокую воинскую дисциплину во всех подразделениях. Командир 85-ой бригады Красной армии, о котором уже упоминалось выше, оценивал Ишимскую армию как хорошо организованную и вооружённую боевую единицу, имевшую пулемёты, винтовки и даже 2 орудия. На самом деле восставшие были вооружены слабо. На трёх человек приходилась одна винтовка. Именно это обстоятельство давало возможность немногочисленным по составу красноармейским отрядам в многочисленных стычках с мятежниками заставлять последних отступать и разбегаться. Ишимская армия имела главную задачу: занять город Ишим. Но взять его не смогли. Тем не менее город находился в плотном кольце восставших. Одновременно с Ишимской армией в районе городов Петропавловск и Курган из населения прилегающих к ним деревень и сёл была сформирована Южная повстанческая армия, на помощь которой из состава Ишимской армии выделилась дивизия Бардакова. Она в основном была сформирована из добровольцев и мобилизованных, проживавших на территории нынешнего Казанского района.

Губернские органы власти до самого последнего момента не придавали серьёзного значения волнениям крестьян. Слишком слабой угрозой для себя считали власти силу неотёсанных лапотных мужиков. И даже тогда, когда восстание охватило огромную территорию, они несколько дней утаивали истинное положение дел от Москвы. Именно это обстоятельство позволило крестьянам объединиться.

Неудачная атака на Ишим внесла серьёзные коррективы в их боевые действия. В прямое столкновение с крупными подразделениями красноармейцев они старались не вступать. В течение 10 дней удача сопутствовала восставшим, особенно Южной армии, которая заняла город Петропавловск и несколько узловых железнодорожных станций к западу и востоку от города. Угроза захвата нависла над столицей Сибири – Омском. И лишь тогда на подавление восстания были брошены регулярные части Красной армии. С боями они продвигались из Омска по направлению на Ишим и Петропавловск, который был отбит у повстанцев 15 февраля. Надо сказать, что повстанцы оказывали жестокое сопротивление. Бои местного значения происходили на большой территории. Красноармейские части пытались подавить очаги сопротивления одновременно небольшими группами. Отчего крупные части распылялись. Не была налажена связь между взводами, ротами, полками. Немногочисленные отряды часто попадали в засады и уничтожались. Но продолжалось это недолго. Перейдя к вынужденной обороне, красноармейские части в Ишимском уезде дождались прибытия из Омска двух полков ВнуС (внутренних сил) и только тогда начали наступления на Ишимскую армию.

Одним из самых крупных столкновений историки считают бои за деревню Травное 17-18 февраля. Будучи окружёнными, повстанцы обороняли каждый дом, каждую улицу. Вот что пишет комбриг 85-ой бригады Рахманов об этом бое и некоторых других: «Засевши в окружённых, часто горящих деревнях, нередко под огнём артиллерии, бандиты не теряли духа и спокойно, без лишней траты патронов, расстреливали из укрытий наши цепи, выбивая почти весь комсостав. Умело бросали в наши тылы и на фланги полевыми тропинками, специально протоптанными, конницу. Пользуясь знанием местности, повстанцы великолепно разведывают, пробираясь в тыл нашего расположения, и собирают ценный материал, часто вызывают панику среди наших частей и отрядов. Главные силы располагаются внутри селений, которые баррикадируются особыми частоколами, сохами, боронами, плугами, косилками. Деревни обносятся окопами, заблаговременно приготовленными из снега, облитого водой, замаскированными. К окопам ведут ходы сообщения. При наступлении наших частей заставы и караулы принимают бой, стараясь задержать приближение наших цепей к селению. Конная связь быстро извещает свои главные силы, которые немедленно разводятся по своим местам. Наши цепи обманываются полнейшей тишиной, царящей по улицам деревни, проходят по улицам к центру деревни. Тогда по сигналу начинается сильнейший обстрел из-за укрытий метким хладнокровным огнём наших цепей. В результате наши потери очень высоки, потери бандитов ничтожны.»

Но это были отдельные бои. В целом же Ишимская армия несла огромные потери. 20 апреля к восставшим крестьянам примкнули казачьи станицы, расположенные к югу от Петропавловска и Кургана.

Был создан совместный штаб. Силы Южной армии удвоились. И война возобновилась с новой силой. В целом же в восстании 1921 года участвовало по различным источникам от 100 до 150 тысяч человек. Из них более 30 тысяч погибло.

(Окончание следует)

Леонид АНДРЕЕВ
Рисунок Александра ТЮТЮННИКОВА