Медиакарта
2:04 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Конкурс «Учитель года – 2011»

Конкурс «Учитель года – 2011»
15:06 | 11 марта 2011
Источник: Наша жизнь

Конкурс профессионального мастерства «Учитель года» – это всегда праздник. Для всех. А для конкурсантов – огромная нагрузка, и в первую очередь эмоциональная. В 2011 году в подобном конкурсе приняли участие три конкурсантки: учитель немецкого языка и истории Казанской средней общеобразовательной школы Н.Н. БАРНЁВА, учитель математики Пешнёвской основной школы – филиала Казанской школы Л.А. ЖУКОВИЧ и учитель географии Новоселезнёвской школы Н.И. САННИКОВА. Конкурс проходил в течение двух дней на базе Казанской средней школы.

Вначале всех собравшихся приветствовали начальник отдела образования Т.В. Хевролина и директор Казанской средней общеобразовательной школы О.А. Собянина. Татьяна Вячеславовна, в частности, отметила, что в течение последних трёх лет педагоги района добились прекрасных результатов. К примеру, учитель Казанской школы Л.В. Кутырёва, победив в районном конкурсе, стала участницей областного. О.А. Собянина, одержав победу в районном мероприятии, победила в областном конкурсе. Л.М. Менщикова стала абсолютным победителем в областном конкурсе «Учитель года –2010». В жюри районного конкурса 2011 года – именитые мастера педагогического дела. Было избрано и ученическое жюри, в которое вошли Наташа Фелалеева из Ильинской школы, Лиза Первухина из Казанской и Алия Исенова из Новоселезнёвской.

Учителя представили на суд жюри и приглашённых зрителей презентацию опыта работы (защиту своих педагогических концепций), провели учебные занятия по предметам, клас-сные часы и мастер-классы. Закрытие конкурса и награждение состоялось 4 марта. Но обо всём по порядку.

ЗАЩИТА КОНЦЕПЦИЙ

Каждый учитель разрабатывает свою концепцию (или основополагающую идею). И следует ей, строя, соответственно, учебные занятия и внеклассную работу. Конкурсантки рассказали, на чём базируется современное обучение школьников, какими методами в своей работе они пользуются.

К примеру, Н.И. Санникова, которая выступала с презентацией опыта работы первой, рассказала, что главными для неё являются технологии личностно-ориентированного обучения. Ученику в этом случае предоставляется свобода выбора. Ребёнок самостоятельно выбирает наиболее интересующие его задания по содержанию, по виду, форме. Поэтому он может максимально активно проявить себя на уроке.

Учитель географии, по мнению Натальи Ивановны, должен не только давать готовые знания, но и формировать у школьников познавательные и практические умения применять эти знания в повседневной жизни. Н.И. Санникова активно применяет на своих уроках интегративный подход в обучении. Это позволяет формировать у ребят познавательный интерес, способствует формированию целостной картины мира, позволяет систематизировать знания.

Целью педагогической деятельности Л.А. Жукович является воспитание творческой мыслящей личности. Цель, с одной стороны, проста. Но как это сделать, чтобы каждый ребёнок в классе был увлечён таким нелёгким предметом, как математика? Невероятно сложная для учителя задача. Для этого Людмила Алексеевна организует учебную деятельность так, чтобы полученные ребятами на уроке знания были результатом их собственных поисков. А для этого, как рассказала Л.А. Жукович, «нужно управлять учащимися, развивать их творческую активность» . Для неё в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроке какой-то маленькой проблемы.

Двадцать первый век – век современных компьютерных технологий. Каждый учитель теперь применяет в работе мультимедийное оборудование. Всё это делается для того, чтобы повысить эффективность урока. Ученики Л.А. Жукович занимаются математикой не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. Учитель ведёт математический кружок, и в течение последних трёх лет ученики Людмилы Алексеевны принимают участие в районных олимпиадах, в межрегиональной интернет -олимпиаде и других, получают сертификаты участников. И самый главный, на мой взгляд, результат – учащиеся Л.А. Жукович показали хорошие знания на экзаменах по математике в формате ЕГЭ. Их средний балл оказался выше, чем средний по району, а в последние годы превышает среднеобластной показатель на 1,5 балла.

Учитель немецкого языка и истории Казанской средней школы Н.Н. Барнёва рассказала о проблемном обучении. Надежда Николаевна создаёт на уроке проблемную ситуацию, а дети активно её разрешают. Для этого учитель подбирает для каждого урока проблемную ситуацию из жизни, которая волнует детей в соответствии с их возрастом. Затем начинается выдвижение гипотез. Гипотезы подтверждаются фактами, документами, примерами (речь идёт об уроках истории – прим.авт.). Потом ребята вместе с учителем делают выводы.

Много интересного рассказала Н.Н. Барнёва. На своих уроках она использует различные методы. К примеру, материал излагается в свете какой-либо проблемы, ведётся поисковая беседа, организовывается поисковая и исследовательская деятельность учащихся. Материал (исторический и языковой) подаётся учителем в интересной форме. Ребята участвуют в работе конференций, классных часов, экскурсий, тематических вечеров. Н.Н. Барнёва ведёт кружок «Любители немецкого языка», активно сотрудничая при этом с Ишимским отделением организации «Возрождение – Лихт» и Тюменским областным центром немецкой культуры. Летом 2010 года три десятиклассницы из Казанской школы побывали в лингвистическом кемпинге, где они отдохнули и пополнили свои знания в немецком языке.

УРОКИ МАСТЕРСТВА

Конкурс профессионального мастерства его организаторы теперь строят так, что все приглашённые имеют возможность побывать на каждом открытом уроке. Буквально несколько лет назад гостям удавалось посетить лишь какой-то один или два урока по выбору. Тогда не было возможности сравнить, кто же из учителей провёл урок лучше.

Первый урок провела Н.И. Санникова. Это было учебное занятие по географии в 8 классе по теме «Географическое положение Тюменской области». Тема, безусловно, интересная, и подача нового материала учителем тоже показалась жюри и приглашённым любопытной. Использовалось мультимедийное оборудование, школьники с удовольствием выполняли творческие задания учителя, отвечали на её вопросы.

Л.А. Жукович провела урок математики в 5 классе по теме «Сложение, вычитание и округление десятичных дробей». Урок прошёл живо, интересно. Сидя на этом уроке, поймала себя на мысли, что буквально несколько лет назад (я имею в виду время, когда сама училась в школе) многие уроки проходили серо и скучно. Мы решали в тетрадях примеры и задачи, выходили к доске, рисуя мелом «иксы» и «игреки». Здесь же всё было абсолютно иным. Устная работа с детьми позволила Л.А. Жукович сформировать представление о классе (открытые уроки учителя проводят в «чужих» классах). Затем Людмила Алексеевна использовала дополнительную информацию о планетах, ведь 2011 год объявлен Годом космонавтики. Таким образом, пятиклассники получили много новой информации, закрепили знания по теме, отдохнули во время динамических пауз. Урок им, безусловно, понравился.

Н.Н.Барнёва провела урок немецкого языка в 10 классе по теме «Легко или трудно быть иностранцем?» Думаю, что все присутствовавшие на уроке согласятся со мной, что это учебное занятие прошло на одном дыхании. Мы, гости, сомневались, что сумеем полностью понять немецкую речь. Но, как оказалось, не понять учителя здесь было невозможно. Надежда Николаевна поразила всех своих обаянием, прекрасным знанием языка, отличным произношением. И учащиеся 10 класса не подвели учителя. На уроке был создан прекрасный психологический климат. Ребята показали высокую познавательную активность. Благодаря этому все цели, которые поставил перед собой педагог, были реализованы.

ИНТРИГА ДНЯ

На второй день конкурса участницы провели классные часы и мастер-классы. Было интересно наблюдать за тем, как дети под руководством Л.А. Жукович делали ленту, придуманную немецким геометром Мёбиусом. В математике лента считается символом бесконечности. На классном часе, проведённом Н.И. Санниковой, говорили о роли географии в нашей жизни. Н.Н. Барнёва на своём занятии вместе с детьми рассуждала о гуманизме в нашей жизни, о важности правильного воспитания подрастающего поколения.

Интригу организаторы конкурса пытались сохранить до самого конца. Но многие, если не все, уже предполагали, с каким результатом закончится этот праздник.

Очень торжественным было награждение победителей конкурса. О важной роли учителя в жизни каждого человека говорила глава района Т.А. Богданова. Татьяна Александровна поздравила учителей с участием в конкурсе, поблагодарив их за смелость и решительность. Педагогов также приветствовал секретарь политсовета Тюменского регионального отделения партии «Единая Россия», депутат Тюменской областной Думы А.В. Артюхов и заместитель председателя Думы Казанского муниципального района Д.В. Ташланов. Но прежде чем объявить победителей районного конкурса, А.В. Артюхов вручил учителям Казанского района грамоты и благодарности областной Думы. Их получили Е.В. Филёва (Казанская школа), Е.А. Дубынина (Новоселезнёвская), Н.В. Миронюк (Челюскинская), Н.Н. Десятова (Ильинская).

Первое место в районном конкурсе «Учитель года – 2011» завоевала Н.Н. Барнёва, второе – Л.А. Жукович, третье – Н.И. Санникова. Педагогам вручили цветы, подарки. Ученическое жюри вручило свой приз Н.Н. Барнёвой, а Л.А. Жукович завоевала приз зрительских симпатий.

Честь Казанского района на областном конкурсе педагогического мастерства будет защищать Надежда Николаевна Барнёва.

Тамара НОСКОВА

На снимке: участницы конкурса (слева направо) Л.А.Жукович, Н.Н.Барнёва и Н.И.Санникова

Фото автора