Медиакарта
22:40 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ответит самый слабый

Ответит самый слабый
16:50 | 12 марта 2011
Источник: Слава труду

Лариса ГИЗАТУЛЛИНА

Не сомневаюсь, что каждый читающий эту статью неоднократно слышал в новостях о проявлениях жестокости и насилия среди детей и подростков. С «голубых экранов» подобная информация предстаёт перед нами в бесчисленном множестве вариантов. Где-то девятилетняя девочка потеряла сон, отказывается идти в школу, потому что терпит постоянные побои и издевательства во время перемен, другую – одноклассники насильно раздели догола и сняли на видеокамеру мобильного телефона. А выяснение отношений с помощью кулаков из-за личной неприязни – это из категории часто встречающихся.

Школьная травля в последние годы распространяется особенно быстро. Если верить статистике, то во всём мире каждый пятый ребёнок хоть раз был объектом травли, а каждый седьмой – агрессором. Это негативное явление нынче стало «привилегией» не только городских, но и сельских образовательных учреждений. Признаться честно, сегодня нельзя сказать, что поступки, выходящие за рамки обычных шалостей, не характерны для несовершеннолетних, посещающих школы нашего района.

Можно ли подготовить ребёнка к жестокости сверстников, научить вести себя так, чтобы не оказаться на месте жертвы? Что делать, если ваши сын или дочь стали объектом травли? Эти и другие вопросы сегодня мы обсуждаем с психологом АУ «Аромашевский КЦСОН» О.Н. Григорьевой.

– Объектом травли может оказаться любой ребёнок, но обычно несовершеннолетние для этого выбирают того, кто слабее или чем-то отличается от других, – говорит Ольга Николаевна. – Чаще всего жертвами агрессии становятся пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые дети. Причиной нападок и насмешек могут стать неопрятный внешний вид, неуспеваемость в учёбе, физиологические недостатки (косоглазие, хромота, ожирение, худоба, заметные шрамы) и даже отсутствие статусных для детей предметов: мобильного телефона, плеера и т.п.

Основная беда в том, что дети обычно боятся обнародовать факты насилия и родители узнают о травле слишком поздно.

Бывает, с ребёнком в классе не разговаривают, не играют, большинство одноклассников игнорирует его безо всякой причины. В подобных случаях все обычно считают, что это вина самого ребёнка, который не умеет общаться. А если дразнят, обзывают, то это чаще всего списывается на возрастную особенность несовершеннолетних. На самом же деле – это тоже варианты травли.

– Родители должны насторожиться, если их дитя неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда, – комментирует психолог. – Возвращается из учебного заведения подавленным, часто плачет без очевидных причин, очень мало говорит о своей школьной жизни. Одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он, в свою очередь, никого не хочет позвать к себе. Эти признаки говорят о вероятности того, что несовершеннолетний стал объектом травли.

По мнению моей собеседницы, справиться с ситуацией непросто, но свести к минимуму и максимально смягчить последствия, вполне возможно. В первую очередь нужно попытаться понять причины. Обязательно нужно поговорить с ребёнком, обсудить ситуацию в спокойном и деловом тоне, выразить своё сочувствие, но без оценок и комментариев. Постараться дать понять подростку, что это всего лишь одна из проблем, которой необходимо найти решение. Можно рассказать о своём успешном опыте в похожих ситуациях, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не сильно злиться. Если ребёнку характерна обидчивость, с помощью игр и тренировок научить его молчанию, спокойному безразличию. Ведь часто зачинщики травли задирают всех подряд, как бы тестируя, кто проявит слабину: обидится, взорвётся.

– О случившемся обязательно нужно сообщить классному руководителю, школьному психологу, директору школы, – советует специалист. – Можно поднять возникшую проблему на родительском собрании. Призвать мам и пап объединить усилия для того, чтобы проявление агрессии не стало традицией в классе. А вообще, перед поступлением в школу важно подготовить ребёнка не только интеллектуально, но и эмоционально. Не стоит постоянно оберегать своё чадо от жизненных реалий, а наоборот, постараться сделать так, чтобы он был готов к тому, что в жизни встречаются разные люди и разные ситуации.

А ещё очень важно, чтобы родители помогли ребёнку сформировать представления о себе: какой он, каковы его сильные и слабые стороны, поддерживать его начинания и отмечать успешность. Это будет придавать ему сил и уверенности в себе. На таких детей не нападают, их не преследуют.