8 марта любимцу театральной и кинопублики Андрею Миронову исполнилось бы 70 лет
Уходят кумиры. Бывает, через определенный виток времени исчезают и воспоминания о них: голос на пленке, прокрученной миллионы раз, «затирается» донельзя, книги из шкафов перекочевывают на антресоли и там пылятся несколько десятилетий, а то отправляются в ссылку на дачу, фотографии… да тоже перестают быть интересными. Такое случается. И где искать лекарство?
…В минувший Международный женский день актеру театра и кино, режиссеру-постановщику, сценаристу, эстрадному певцу и ко всему прочему народному артисту РСФСР Андрею Миронову исполнилось бы семьдесят. Телевидение прокрутило несколько популярных советских комедий и телеспектак-лей с его участием, мультиков, которые он озвучивал.
В Санкт-Петербурге впервые вручили национальную актерскую премию его имени. Так странно: родные Миронова помнят о нем постоянно. Общественность вспоминает накануне дня рождения и дня смерти. Что лучше: всегда, но понемногу или один раз, но помпезно? На этот вопрос лучше бы ответить самому Андрею Александровичу. Увы, увы…
Любимец женщин, он и на свет появился 7 марта (в год начала Великой Отечественной войны!). В свидетельстве же о рождении папа и мама – известные эстрадные артисты Александр Менакер и Мария Миронова – решили указать «дамскую» цифру «8», по поводу чего даже исполнили забавную репризу. В девять лет Андрей Менакер стал Андреем Мироновым. Тоже по воле родителей. Что интересно, первая попытка засветиться в кино для будущей знаменитости оказалась неудачной. На съемках фильма «Садко» в 1952 году Миронова забраковал Александр Птушко… Вторая попытка, успешная, появилась через 8 лет. Это была роль Петра в картине «А если это любовь?» Юлия Райзмана.
Его творческий путь был легким. Как по накатанной, говорят в таких случаях. Интересные роли, премии, положительные отзывы критиков, поклонницы, поездки по Союзу, заграничные гастроли, громкий дебют в качестве театрального режиссера, 25 лет службы в одном театре – Московском театре сатиры. В 1974 году приказом по Госкино Миронову до максимального уровня повысили «съемочную ставку» – с того момента актер по всем параметрам вошел в «элиту кино».
«Сгорел, как свечка», – так говорят о тех, кто не жалел себя в профессии, деле жизни. 15 июня 1987 года Миронов сыграл свою последнюю роль (Клаверов в спектакле по Салтыкову-Щедрину «Тени»). 27 июня в Москве прошел, как оказалось, последний театральный показ «Женитьбы Фигаро».
14 августа, во время гастролей в Риге, на этом же спектакле, не доиграв последнюю сцену, он потерял сознание. Два дня спустя скончался от инсульта. Это был одиннадцатый день после смерти Анатолия Папанова, с которым Миронов блистал в «Бриллиантовой руке».
…Я помню, насколько позволила впитать детская память, как трепетно и нежно к теме кумиров в родном отечестве относился Леонид Филатов. Помню передачи Оксаны Пушкиной, циклы Валентины Пимановой. Их документальные фильмы о знаменитостях из недалекого прошлого были невероятно добрыми и щедрыми на эмоции – слезы, смех, легкую грусть. Они будили… совесть. Если вдруг попаду в телевизионную среду (всякое может случиться), то всенепременно сделаю фильм о своих «звездах». Андрей Миронов среди них! Солнечный, светлый, беспредельный человек, поющий ангел.
Автор статьи: Ирина НИКИТИНА
рубрика: Новости культуры