справка
В настоящее время в учреждениях управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области несут службу около трех тысяч человек.
В состав УФСИН по ТО входит 12 структурных позразделений: 3 следственных изолятора, 6 исправительных колоний, воспитательная колония для содержания несовершеннолетних, больница для лечения осужденных, лечебно-исправительное учреждение для лечения осужденных мужчин, больных туберкулезом, колонии-поселения.
В учреждениях содержится свыше десяти тысяч осужденных, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Подразделения УФСИН дислоцируются в городах юга Тюменской области: Тюмени, Тобольске, Заводоуковске, Ишиме и других населенных пунктах области. Кроме этого, в состав УФСИН входит 28 уголовно-исполнительных инспекций, на учете в которых стоят около 6 тысяч человек, получивших наказание, не связанное с лишением свободы. В составе УФСИН России по Тюменской области функционирует отдел специального назначения, основной задачей которого является обеспечение правопорядка в исправительных учреждениях юга Тюменской области.
2 марта — День работников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ
В 1879 году российский император Александр III издал Указ о создании тюремного управления, положивший начало единой государственной системе исполнения наказаний в России. За большой исторический период своего существования в данной структуре произошло немало крупных перемен. Неизменными оставались основные задачи — защита прав и свобод граждан и исполнение уголовных наказаний. Подробнее о работе ведомства корреспондент издания поговорил с начальником УФСИН по Тюменской области генерал-майором внутренней службы Сергеем Зарубиным.
– Сергей Петрович, в предыдущей беседе мы говорили о проблемах, которые приходится решать вашей структуре. В числе прочего вы отметили, что из-за нехватки площади не всегда удается содержать отдельно разные категории заключенных. За год ситуация изменилась?
– Да, перемены есть. Сейчас в основном разные категории осужденных и заключенных содержатся раздельно.
Также нужно отметить, что президент Дмитрий Медведев подписал закон, направленный на гуманизацию уголовного законодательства. Люди, осужденные за нетяжкие преступления, будут отбывать наказания в условиях, не связанных с лишением свободы. Это позволит несколько «разгрузить» тюрьмы и колонии.
– Какие категории осужденных должны содержаться отдельно?
– В первую очередь нужно разделить людей впервые привлекаемых к уголовной ответственности и ранее отбывавших наказание. Это делается для того, чтобы криминальная субкультура оказывала не столь сильное влияние на тех, кто отбывает наказание впервые. Раньше это осуществлялось в пределах одной колонии, но практика показала низкую эффективность подобной меры. Поэтому теперь рецидивисты и лица, получившие первый срок, содержатся в различных колониях.
– Как вы относитесь к гуманизации уголовного законодательства?
– Гуманизация УК входит в программу «Концепция развития уголовно исполнительной системы до 2020 года». С моей точки зрения, данный вопрос не столь однозначный. Тем не менее думаю, что человек, к примеру, укравший ведро картошки, не должен сидеть в тюрьме.
– Продолжая тему нельзя не отметить, что на Западе подход к содержанию заключенных более гуманный…
– Не соглашусь с вами. В Европе и США нет такого вида содержания заключенных, как колонии. Там преступники, как правило, отбывают срок в тюрьмах с камерной системой и лишены возможности общаться с окружающими. С этой точки зрения колонии более гуманны.
– А если говорить об условиях содержания?
– Да, у нас условия хуже. В России на содержание одного заключенного тратится 3000 рублей в месяц. К примеру, в Германии эта сумма в 80 раз больше.
– Имеет ли смысл тратить большие деньги на содержание заключенных? Получается, что человек, совершивший преступление, живет за государственный счет.
– Спорный вопрос. Думаю, если государство приняло решение изолировать человека от общества, то должно содержать его в надлежащих условиях.
– Часто ли проводятся проверки мест лишения свободы?
– Постоянно. Регулярно проверяют прокуратура и общественная наблюдательная комиссия. Нам нечего скрывать. Часто езжу с проверками лично.
– В настоящий момент ведется активное реформирование правоохранительных органов. Вашу структуру перемены затронут?
– Реформирование Федеральной службы исполнения наказаний началось несколько раньше, чем в Министерстве внутренних дел. Возьмем на себя часть полномочий МВД. В их числе осуществление контроля за условно-освобожденными из мест лишения свободы и судебное конвоирование.
Увеличивается институт психологов и социальных работников. Детские колонии преобразуют в воспитательные центры. На одного психолога будет приходиться не более 15 подростков.
Вводится электронный мониторинг за условно осужденными. То есть на человека, получившего условный срок, наденут специальный электронный браслет, и оператор сможет наблюдать за его передвижениями.
– Тема электронных браслетов обсуждается не первый год. Когда их внедрят на территории Тюменской области?
– Активно занимаемся этим вопросом. Планируем начать внедрение в этом году. Одна из основных проблем — в России на данный момент не налажено производство данных браслетов.
– Помимо браслетов Федеральная служба исполнения наказаний внедряет какие-то новшества?
– Конечно, внедряются интегрированные системы безопасности. Принципов работы раскрыть не могу, но они эффективнее старых. Также для обысков теперь применяются специальные камеры.
В детских колониях проводятся видеосвидания. Заключенный по вебкамере может пообщаться с родственником, который находится в другом регионе.
Кроме того, в колониях установлены специальные терминалы. Заключенный может получить информацию о наличие вакансий в регионе, обратиться за юридической помощью или задать вопрос представителям администрации.
– На зонах для несовершеннолетних условия мягче, чем на обычных?
– Конечно. Для каждого заключенного отводится больше пространства. Организованы занятия спортом, обучение, четырехразовое питание. Оборудованы компьютерные классы. Иногда трудных подростков приводят в колонии для несовершеннолетних, скажем так для «устрашения». Посмотрев на условия содержания, ребята иногда в шутку говорят, что боятся там нечего.
– Какая помощь оказывается лицам, отбывшим свой срок?
– В Тюменской области сформирован банк данных лиц, которые нуждаются в трудоустройстве после освобождения. За шесть месяцев до окончания срока с человеком начинают работать, помогают решить проблемы связанные с трудоустройством и жильем.
– Ваши пожелания коллегам в преддверии праздничной даты
– Хочу поздравить коллег, ветеранов уголовно-исполнительной системы с профессиональным праздником и пожелать мужества, терпения и семейного благополучия.
Автор статьи: Денис ФАТЕЕВ
рубрика: Прокуратура