Всемирный день защиты прав потребителей отмечается с 1983 года по решению Международного союза потребителей. 15 марта 1962 г. в своём послании конгрессу президент США Дж.Кеннеди сформировал четыре основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Как они защищаются в Сладковском районе? Об этом наш разговор с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Бердюжском, Казанском, Сладковском районах Б.С.Жунубаевой.
– Бахыт Султановна, с какими проблемами обращаются в Роспотребнадзор сладковские потребители?
– Одним из основных направлений работы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является защита прав потребителей. От жителей района к нам поступило шесть письменных обращений, в том числе три связаны с нарушением прав потребителей. К примеру, есть сообщение о реализации алкогольной продукции без лицензии. При проверке факты подтвердились, возбуждено дело об административном правонарушении, составлен протокол, материалы дела переданы в суд. Ещё одно обращение касалось нарушения прав потребителя в части обмена товара надлежащего качества – блузки – на аналогичную большего размера. Составлен протокол об административном правонарушении по ст. 14.15 КоАП.
За нарушение требований к реализации пищевых продуктов по результатам расследования в отношении одного ИП составлен протокол об административном правонарушении, штраф – 500 рублей.
Три обращения касались нарушений прав потребителей в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Так, в одном шла речь о споре между соседями по поводу сбора отходов производства и потребления. Передано по подведомственности в департамент экологии Тюменской области.
Жители многоквартирного дома пожаловались на затопление подвала. По результатам проверки приняты меры, выдано предписание об устранении нарушений, наложен административный штраф на юридическое лицо на сумму 10 тысяч рублей. Ещё в одном обращении интересовались условиями проживания в жилом помещении, находящемся в общественном здании, с больным туберкулёзом. Даны разъяснения.
– Зачастую отстоять свои права потребителю не так просто. И правовая безграмотность многих из нас на руку продавцам.
– Федеральный закон «О защите прав потребителей» в определённых случаях предоставляет потребителю право возвратить изготовителю (продавцу) товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы, либо потребовать его замены. Если продавец не сделал этого добровольно при непосредственном обращении, закон предоставляет право направить в адрес продавца претензию. Кстати, при обращении в территориальный отдел Роспотребнадзора оказывается помощь в их составлении. По устным обращениям в 2010 году были удовлетворены четыре претензии: на качество аккумулятора, электрического чайника, двух телевизоров.
– Всемирный день защиты прав потребителей будет отмечаться 15 марта. Какие-то мероприятия на этот день намечены?
– Международная Федерация потребительских организаций каждый год определяет тематику этого дня. В 2011 году он пройдёт под девизом «Потребители за честные финансовые услуги». В рамках проведения Всемирного дня защиты прав потребителей планируется провести анкетирование потребителей финансовых услуг. С 1 по 15 марта организована работа «горячей линии» «Скорая потребительская помощь» по телефонам 2-31-89 или 8(34553) 4-20-16, 4-19-08 (с. Казанское). Замечу, что свои вопросы также можно направлять в редакцию районной газеты «Трудовое знамя» и на радио. Ответы будут обязательно опубликованы или даны в письменной форме заявителю.
Беседу вела
Надежда Голенкова