Медиакарта
7:02 | 27 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Не делайте стрелочником осеменатора

На совещании специалистов животноводства много говорилось о том, что на фермах округа очень мал выход телят на 100 коров и низка их сохранность.

Обсуждая эту проблему, зоотехник племотдела Тамара Прокопьева напомнила собравшимся итоги прошлого года:

– В ЗАО «Шестаковское» получили 90 телят на 100 коров, в «Лесном» – 81, в Мичуринской свиноводческой компании и на сунгуровской ферме – по 79, остальные хозяйства – меньше 60 телят.

Руководители хозяйств зачастую винят в этом технологов по воспроизводству стада (техников-осеменаторов). Легко обвинять во всех грехах осеменаторов, забывая при этом, что они завершающее звено и вынуждены отвечать за недоработки и упущения других работников производственной цепочки. Судите сами. На большинстве сельхозпред¬приятий, как уже не раз отмечал начальник отдела животноводства комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Михаил Старостин, придерживаются правила: в первую половину лактации высокие удои – любой ценой! Вот и дают корове дроблёнку по максимуму. В итоге начинаются болезни животных, нарушение у них обмена веществ. Добавьте к этому отсутствие активного моциона животных, низкую освещённость помещений.

Выход телят в итоге снижается, а винят в этом, конечно, осеменатора. А при чём здесь он? Если корова здоровая, проблем с ней нет. Она «берётся» с первого раза, плод развивается нормально. Там, где ветеринар, зоотехник, осеменатор действуют совместно, выполняя весь комплекс зооветеринарных мероприятий, получают наибольшее количество телят.

Подняла Тамара Прокопьева и вопрос сохранности народившегося молодняка. Скот у нас в районе практически на 100% из голштинок. Телята генетически – те же «иностранцы», поэтому требуют особого ухода. А в хозяйствах почему-то об этом забывают и действуют методами середины прошлого столетия. Результат, как видим, получается плачевный.

Зоотехник с сожалением отметила, что не на всех фермах округа оценивают племенные и продуктивные качества скота. Возьмём для примера оценку по законченной лактации. Она показала, что в ЗАО «Лесной», где годовые удои превышают 6000 килограммов, есть коровы, дающие всего до 1500 килограммов молока; в «Возрождении» – до 2000 килограммов при среднем показателе по ферме 5776 кг. Есть десятки коров, удой которых не превышает трёх тысяч килограммов. Почему их не выбраковывают? Вопрос далеко не риторический.

На фермах округа не ведётся и селекционная работа. Для улучшения качественных показателей животных необходимо отбирать их по вымени, экстерьеру, продуктивности. Нет в хозяйствах и родословных самых молочных коров, а их потомство не воспитывается отдельно от других.

Во «Флагмане» есть корова, которая даёт 11 316 килограммов молока. Есть десяти-и девятитысячницы. Но их содержат в одинаковых условиях с другими менее продуктивными животными, на одних и тех же кормах. А ведь дочки высокоудойных коров будут не менее продуктивны. Правда, молодняк от этих коров, как правило, нарождается ослабленным. Вот бы где заботу, внимание проявить! Но особого ухода за такими телятами нет. Вот они чаще всего и гибнут, а если и выживают, то из-за плохих условий кормления и содержания теряют все свои генетические задатки.

Борис СОКОЛОВ