Классно-урочная или кабинетная система обучения? «За» и «против»
Здравствуйте! Пишет вам Ольга Васильевна Егорова, ветеран педагогического труда, 35 лет проработавшая в школе. Мои внуки-школьники обучаются в Заводоуковске и Упорово. А причиной моих волнений стала следующая ситуация: в октябре всех детей (каждый класс) в школах определили в отдельные кабинеты, запретили ходить из класса в класс, ссылаясь на эпидемиологическую ситуацию. Действительно Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с прогнозируемым подъёмом гриппа в осенне-зимний период 2009- 2010 годов рекомендовала отменить кабинетную систему обучения, оставляя учащихся в одной классной комнате.
Сейчас порог заболеваемости снижен. На все просьбы детей, родителей, учителей вернуть всё «на круги своя» директора школ отвечают, что изменений не будет, кабинетная система отменяется навсегда. На вопрос почему, дать чётких разъяснений не могут, отвечают, что заботятся о здоровье детей. Никаких документов предоставить тоже не могут, ссылаются только на вышестоящее руководство в Тюмени и их устную директиву.
Помнится, в 70-е годы прошлого века мы внедряли кабинетную систему, с трудом переступая через консерватизм чиновников, различные административные заслоны. Более того, жизнь заставила вышестоящие звенья включиться в популяризацию этой новой организации труда учителей и учащихся в школе. Думаю, нет необходимости подробно описывать достоинства кабинетной системы обучения. Достаточно сказать, что сама атмосфера кабинета, его внешний вид, оформление уже улучшают восприятие материала учениками; наличие в кабинете необходимого демонстрационного и лабораторного оборудования, наглядных пособий позволяют учителю более качественно и эффективно проводить урок.
Да и требования к рабочему месту учителя гораздо более высокие и менее универсальные, чем требования к рабочему месту ученика. Рабочее место учителя должно быть настроено под его манеру ведения урока, записей на доске, использования технических средств обучения. На уроке возможны разного рода незапланированные ситуации, требующие привлечения дополнительных средств или источников информации. В предметных кабинетах они есть, в классных комнатах вряд ли.
Да и как можно говорить о внедрении в школах новых образовательных технологий? Да, ребёнку таскать тяжеленный портфель действительно сложно, надо искать выход из этой ситуации. А учителю в этом случае ничего сложного нет: бери пару пачек тетрадей, книги (если литература), сборники с заданиями ЕГЭ, ноутбук с проектором, экран (если хочешь поработать с мультимедиа) и ходи себе по кабинетам, радуйся. Но, как правило, если учитель приходит в кабинет в «гости», то он и остаётся гостем с соответствующими правами на использование этого оборудования. Можно, конечно, провести урок и вне специализированного кабинета, вернуться снова только к мелу и тряпке, но удобней, с моей точки зрения, от этого не станет. Кроме того, многое зависит от эстетического оформления кабинета, в котором создаётся совершенно определённая обстановка (и в ней чётко просматривается личность самого педагога), отличная от обстановки в других предметных кабинетах.
Вот и спрашивается, зачем такие нововведения?
Это письмо мы попросили прокомментировать ведущего специалиста комитета образования Галину Демишкевич. И вот такой получили ответ:
Уважаемая Ольга Васильевна!
В соответствии (документом) с СанПиН 2,4 I. 1178-02 п. 2.4.1., п. 2.4.2. в оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом и партой или столом в соответствии с его ростом, весом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся проводится её цветовая маркировка.
Парты (столы) расставляются в классах по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты независимо от их номера ставятся первыми, причём обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, рассаживают дальше от наружной стены.
Подбор мебели по росту обучающихся, расстановку столов можно осуществить в условиях классно-урочной системы, вследствие за каждым учеником закрепляется определённое рабочее место, парта. Более того, ученикам предоставляется больше времени на перемене для отдыха, на приём пищи в столовой (не тратят время на переход в другой кабинет, лишний раз не переносят свои тяжёлые ученические сумки). Кабинетная система не даёт такой возможности. Ввиду прогноза подъёма заболеваемости ОРЗ, ОРВИ в марте, главный санитарный врач Геннадий Онищенко рекомендует отменить кабинетную систему для большей разобщённости школьников.
В школах нашего округа все ученики обучаются в условиях классно-урочной системы. Для старшеклассников лабораторные и практические занятия по химии, физике проводятся в специализированных (паспортизированных) кабинетах.