Согласно данным отдела по делам архивов, убойный пункт скота в посёлке Голышманово был образован в 1932 году. Первое время на нём производился забой скота на мясо. Через несколько лет рядом с пунктом открылся колбасный цех – в нём делали кровяную колбасу и студень. Чуть позже при убойном пункте открылось мыловаренное производство — изготавливали хозяйственное мыло.
В 1960-ом году убойный пункт был преобразован в Голышмановский комбинат мясопродуктов. Он находился в конце улицы Чапаева. Все корпуса были деревянными. Мясокомбинат имел скотобазу, бойню, небольшой холодильник для готовой продукции, опалочный, жировой, кишечный,колбасный, кожепосолочные цеха. Производство по тем меркам было хорошо механизированным.
Ежедневно на заводе выпускали не менее тонны колбасных изделий. Изготавливали краковскую, охотничью, домашнюю, чайную, кровяную, ливерную колбасы. Делали холодец. Побочные продукты производства отправлялись в различные города на переработку. Шкуры переправлялись на обувные фабрики, из них шили сапоги. Животный жир бочками отсылали в Ленинград на косметические фабрики. Кости тоже шли в дело — их перемалывали в костную муку, которую скармливали животным.
– Мы тогда шутили, что в переработку не идёт только звук, который скотина выпускает при забое. Собирали даже ушной волос животных, он считался лучшим материалом для изготовления профессиональных художественных кистей, – вспоминал Юрий Иванович Тихонов, около десяти лет отработавший на мясокомбинате инженером-механиком.
Почти всё, что изготавливалось на голышмановском мясокомбинате, шло на реализацию в крупные города — Ленинград, Волгоград. В Голышманово по указанию областного начальства того времени разрешалось продавать только холодец, ливерную колбасу да несколько сотен килограммов сырого мяса в месяц. Работникам комбината — штат насчитывал семьдесят пять человек – доводилось готовить партии мяса и для поставок за границу.
– Забивали разных животных, вплоть до кроликов — их держали в колхозе «Колос». Но не враз, а по-очереди. Например, сначала крупнорогатый скот, потом свиней, за ними – овец и баранов. Кроликов обычно кололи во вторую смену, возни с ними было много. Из них ничего не делали, просто тушками отправляли в магазины. Был на комбинате козёл по кличке Предатель. Прозвали его так за то, что он овец и баранов в бойню заводил. Чтобы понапрасну скот не нервировать, козла запускали впереди стада — и за ним шли. Лет пять он так отработал, – рассказал Юрий Иванович Тихонов.
Скота тогда в районе много было. На комбинате ежедневно в плановом режиме семьдесят пять голов забивали и всё равно не успевали все заявки колхозов выполнить. У комбината имелась засека для «передержки» возле деревни Коровинка (сейчас её уже нет), на которой скот дожидался своей очереди. Порой, часть животных с неё отправляли по железной дороге на крупные мясоперерабатывающие комбинаты Тюмени и Свердловска. Если мяса было много и не успевали вовремя его переработать, то избыток засаливали в больших деревянных бочках. Солёное мясо шло в тюрьмы, из него готовили пищу для заключённых.
В 1964 году в эксплуатацию был введён новый мясокомбинат. По воспоминаниям Ю.И. Тихонова, сначала он строился как птичник — планировалось, что комбинат будет выпускать продукцию из мяса птицы, и нужны были помещения для выращивания и содержания пернатых. Позже пришло указание — в новые каменные цеха установить оборудование мясокомбината.
– Тут уже компрессорный цех появился, где с помощью фреоновых установок холод вырабатывали. Заведовал им Валерий Петрович Фролов. В холодильном цехе главной была Зоя Петровна Табакова. Для заморозки мяса там насчитывалось восемь камер, в каждую входило до пятнадцати тонн мяса. К этому цеху даже железнодорожные пути подвели, чтобы продукцию сразу с завода отправлять, без лишней транспортировки. Кочегарку оборудовали, в тепле на новом месте работали. Руководил нами Тимофей Матвеевич Пуртов, – пояснил Юрий Иванович.
На новом мясокомбинате, как и на прежнем, выпускали холодец, колбасу нескольких сортов. Объёмы производства увеличились ненамного.
В годы перестройки мясокомбинат, как и большинство других предприятий, канул в лету. Но на его базе индивидуальный предприниматель Валентин Фёдорович Коняшин открыл мясоперерабатывающий цех. Он действует до сих пор — в месяц выпускается более восьмисот килограммов пельменей, изготавливается не менее полтонны фарша. В скором времени мясоперерабатывающее производство расширится. Построен новый цех. Закупается оборудование для производства колбасных изделий.
Подготовила Анастасия Дембицкая
Фото из архива