25 февраля на базе Тюменского областного государственного института
развития регионального образования (ТОГИРРО) прошло заседание
гражданско-патриотического клуба регионального отделения партии "Единая
Россия" тема дискуссии "Патриотическое воспитание как проблема школьного
исторического образования".
Инициатором "круглого стола" выступил координаторы клуба председатель
Думы Тюменского муниципального района Александр Крупин. Среди
выступающих были директора школ, представители департамента образования
и науки Тюменской области, педагоги и представители духовенства в лице
протоирея, благочинного Тюменского округа Андрея Сбитнева.
Первой темой для обсуждения стали современные учебники истории.
Кандидат исторических наук, профессор кафедры социальных дисциплин
ТОГИРРО Юлия Соболева считает, что в современной России нет ни одного
учебно-методического комплекса, придерживающегося какой-то определённой
концепции, а каждый автор высказывает точку зрения, которая для него
наиболее интересна. Из общего числа учебников по истории были отмечены
учебники издательских домов "Дрофа" и "Просвещение".
Проректор по учебно-матодической работе и переподготовке кадров ТОГИРРО
Марина Кускова предложила к обсуждению вопрос о трактовке исторических
фактов. Если приукрашивать историю, то это будет уже не история. Как
быть - приукрашивать или показывать историческую правду?
Ответы на этот вопрос были разными. Кто-то из педагогов считает, что
рассказывать 14-летнему подростку о сталинских репрессиях и разъяснять,
что послужило их первопричиной, достаточно сложно: дескать, остро стоит
проблема восприятия, ведь есть семьи, в которых избегают разговоров на
"сложные" темы и всячески ограждают детей от знания такой правды. Но в
то же время высказывалось мнение о том, что любой человек должен знать
историю в деталях и быть готовым к тому, что, возможно, многое ему в
жизни придётся прочувствовать на себе, ведь все мы являемся свидетелями
и участниками непрерывного исторического процесса. При этом очень важны
личность педагога и методика преподавания.
Ориентирована ли современная учебная программа и в целом работа
педагогов на формирование патриотических чувств? Первым на эту тему
высказался координатор клуба Александр Крупин. "Практически весь
двадцатый век и начало двадцать первого, мы пишем современную историю, -
считает Александр Васильевич. - Да, мы сегодня не выдвигаем на первый
план обсуждение негативных исторических моментов, - тех же репрессий, и
это не есть хорошо. Потому что без гражданской позиции патриотических
чувств быть не может. А без патриотизма человек - не гражданин. Сегодня,
к сожалению, патриотические фильмы показывают по телевидению лишь дважды
в год. В школах сокращаются учебные часы истории. Неудивительно, что
многие дети сегодня уже не знают, кто такие партизаны. Я считаю, что
современные учебники по истории не в полной мере воспитывают
патриотические чувства, а методика преподавания, нацеленная на
зазубривание исторических дат и событий, тоже не совсем верная".
Однако с мнением координатора клуба не согласились педагоги. Учитель
истории и обществознания Тюменского лицея N 34 Светлана Шубинина
заявила, что помимо основных учебных часов существует внеклассные
мероприятия, во время которых эти самые патриотические чувства и
развивают. Причём, инициатива такой работы исходит от самих учащихся. "А
Бэтмен ли герой?" - таким вопросом, по словам Шубининой, всё чаще стали
задаваться ребята.
Однако, Александр Крупин стоял на своей точке зрения: "Гражданственность
надо воспитывать, а это делается не во всех школах".
Советник председателя Думы Тюменского района Валерий Михайлов напомнил
присутствующим, как строилась система гражданско-патриотического
воспитания во времена социализма. Уроки истории имели разную форму: к
примеру, были уроки-диспуты, на которых и формировалась патриотическое
мышление.
Валерий Михайлов поинтересовался у педагогов: как идёт процесс
формирования патриотического мышления и есть ли у современного учителя
своя точка зрения? Мнения опять же разделились. Один из участников
встречи рассказал, что для формирования патриотического мышления теперь
подключают систему семейного воспитания, предлагая ученикам обсуждать те
или иные темы нашей истории в семейном кругу и, таким образом,
формировать своё мнение.
В режиме видеоконференции своё мнение высказали и педагоги Тобольска,
поделившись опытом поэтапного гражданско-патриотического воспитания - в
зависимости от возраста учащихся: на каком-то этапе детям интересна
гражданская патриотика, уважение к своей стране и событиям, в ней
происходящим, на каком-то - военная патриотика, на другом этапе -
встречи с ветеранами и работа поискового характера. Главное -
системность в работе и учёт интересов учащихся.
Директор центра "Аванпост" Александр Перов также убеждён, что
внеклассная работа более эффективна в плане формирования патриотических
чувств. В процессе этой работы условия, воспроизводящие условия давних
событий, чтобы современные дети могли испытать историческую атмосферу на
себе.
Протоиерей Андрей Сбитнев уверен, что все историки призывают нас любить
отечество, но при этом мало говорится об образе учителя - именно того
человека, который является образцом для учеников. Сбитнев заострил
внимание на том, что сегодня общество должно быть озабочено тем, кто
через 20-30 лет будет руководить государством. Тем, тех часов, которые
сегодня отводятся на гуманитарные дисциплины, недостаточно. Необходимо
кое-что менять в системе образования. А что касается воспитания
патриотических чувств, то протоиерей с уверенностью сказал, что в этом
вопросе всё полностью зависит от личности педагога. Главная задача
учителя - сделать так, чтобы уроки заканчивались аплодисментами.
Директор средней школы N 70 г.Тюмени Лидия Русакова рассказала, что в её
школе патриотическая работа строится на организации праздников различной
тематической направленности. В русле конкретного праздника каждый ученик
знакомится с какими-то историческими событиями либо культурой и
традициями других народов. У школы налажено тесное сотрудничество со
всеми общественными организациями, занимающимися патриотическим
воспитанием.
Начальник отдела по взаимодействию с политическими партиями и
общественными объединениями комитета по делам национальностей Тюменской
области Эльман Джафаров остановился на событиях, произошедших в Москве
на Манежной площади. "Мы можем много рассуждать о массовом
патриотическом воспитании, но если упустим одного ученика в классе,
можно считать, что вся наша работа была напрасной", - заявил Джафаров.
При этом он отметил, что заставлять современную молодёжь думать так, как
думает старшее поколение, - бесполезно. Нужно просто свою точку зрения
донести до моложёди.
Директор ТОГИРРО Ольга Ройтблат подвела заседание "круглого стола" к
логическому завершению, сказав о том, что мало что зависит от предмета,
от учебной программы, от количества учебных часов - всё зависит только
от учителя. При этом с четырнадцатилетними подростками начинать говорить
о патриотизме слишком поздно. Воспитание гражданско-патриотических
чувств нужно начинать как можно раньше.
Ольга Владимировна также предложила всем участникам "круглого стола"
поучаствовать в новом проекте, разработанном в ТОГИРРО. Суть его
заключается в создании доступного мультимедийного пособия с
краеведческим уклоном о Тюмени и Тюменской области. Пособие будет
рассчитано на разновозрастной контингент, чтобы вызвать интерес как у
самых маленьких любителей истории родного края, так и у взрослых. Ольга
Ройтблат выразила надежду, что в перспективе это пособие войдёт в новый
учебный стандарт и новую дисциплину "Россия в мире".
На этом заседание завершилось, а представители Тюменского, Казанского
районов и г.Тобольска, которые были участниками встречи благодаря
видеосвязи, поблагодарили за содержательную беседу. Мнения и
предложения, касающиеся обсуждаемых тем, они отправят по электронной
почте.
Кристина ТРЕТЬЯКОВА.