Медиакарта
8:09 | 30 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Свидетельства минувшего необходимо сохранять

О важности сохранения культурного наследия рассказал заместитель председателя Тюменской областной Думы, председатель правления региональной общественной организации «Наследие Сибири» Геннадий Корепанов

Редакцией газеты «Тюменская область сегодня» реализуется проект «Наследие Сибири: памятники деревянного зодчества». В рамках проекта журналисты редакции совершили пробег на снегоходах, посетив деревянные храмы в селах и городах Тюменской области. Материалы экспедиции нашли отражение на страницах газеты. О важности сохранения культурного наследия корреспонденту газеты рассказал заместитель председателя Тюменской областной Думы, председатель правления региональной общественной организации «Наследие Сибири» Геннадий Корепанов.

– Геннадий Семенович, как вы относитесь к такой форме привлечения интереса к историческому наследию региона, к вниманию к духовной стороне жизни сибиряков? Какие еще средства, проекты, направленные на возрождение интереса к наследию наших предков, вы считаете действенными?

– Пробег на снегоходах по отдаленным районам нашего края считаю очень интересным проектом, призванным привлечь внимание к состоянию уникальных памятников деревянного зодчества.

Бывая во многих районах области, всегда отмечал затейливую деревянную резьбу на покосившихся деревенских домах, заколоченные окна, погрустневшие церкви. Больно задевает, когда наряду с неизбежным временем памят-ники гибнут и от небрежения людей, от забвения своих исторических корней.

В работе Владимира Соловьева «Тайна прогресса» говорится, что Эней выносил из горящей Трои не мешки с деньгами, он взял с собой богов и немощного отца, то есть историческую память, положив, таким образом, начало новой Италии. Именно так должен поступать человек. Все, что остается в нашей памяти от прошлого, от предания, нужно спасать системно и последовательно.

Справедливости ради необходимо отметить, что в последнее десятилетие десятки храмов, музеев, памятников архитектуры отреставрированы в соответствии с требованиями специально уполномоченных органов охраны наследия и продолжают свою долгую жизнь в первозданном виде, радуя глаз жителей и гостей Тюменской области.

– В каких городах и селах Тюменской области, особенно тех, в которых вы побывали, находятся значимые памятники культурного наследия? Что для вас означает понятие «духовный центр региона (района, территории)»?

– Тюменская область обладает значительным историко-культурным потенциалом: помимо черного золота земля Сибири хранит и многочисленные древние археологические памятники, шесть городов и сел имеют ответственный и почетный статус «исторического поселения России»: Тюмень, Тобольск, Ялуторовск, Ишим, Салехард, Березово.

Я родился и долгие годы жил в Ханты-Мансийском округе, учиться довелось в бывшей губернской столице – белокаменном Тобольске. Люблю исторический центр Тюмени, неповторимый «купеческий» Ишим, уютный Ялуторовск.

Но духовным центром для жителей малых городов и сел не всегда являются официально признанные и поставленные на государственную охрану памятники истории и культуры. Порой это источник, которые местные жители почитают как святой, или скромный храм, в котором венчались родители.

Мы не должны забывать, что несем ответственность за сохранение культурно-исторического наследия для наших детей, ибо новые культурные архетипы не возникают сами по себе, а образуются на фундаменте предшествующей культуры, принимая ее за основу.

– Известно, что памятники деревянного зодчества далеко не всегда долговечны – особенно без надлежащего за ними ухода. Существуют две точки зрения на дело воссоздания старинных храмов и в целом памятников деревянного зодчества. Сторонники первой считают, что на месте обветшавших деревянных храмов необходимо строить каменные новоделы, стилизованные «под старину».

Сторонники второй точки зрения убеждены: насколько возможно, необходимо реставрировать, а если необходимо – воссоздавать заново точные копии деревянных храмов, попутно возрождая старинные техники их возведения. Реставрировать труднее и накладнее, чем строить заново. К какому мнению на этот счет вы более склоняетесь?

– Памятник подразумевает подлинность, потеряв это качество, он перестает быть памятником и теряет интерес для туриста и ученого. Если же мы считаем себя цивилизацией и обеспокоены за жизнь своих потомков, то должны как можно реже беспокоить памятники, а если и трогать – то кисточкой, а не бульдозером. Впрочем, бывают и исключения. Например, московский храм Христа Спасителя – его воссоздание стало идеологическим и политическим выбором нашей страны.

– Геннадий Семенович, в целом, на ваш взгляд, насколько важно внимание общественности, жителей Тюменской области к делу сохранения культурного и духовного наследия нашего региона?

– Представляется немаловажным активное участие в памятникоохранительной деятельности общественных организаций. В деле выявления памятников неоценима роль краеведов, музейных и архивных работников, учителей, библиотекарей – словом, всех тех, кто неравнодушен к истории Отечества.

Могу констатировать, что в этой сфере поубавилось излишней идеологизации при оценке памятников. Так, например, в Тюмени сняли с государственной охраны и снесли как «утративший историческую ценность» старый дом по улице Сакко, 32, где в начале ХХ века размещалась подпольная типография РСДРП. Музей «Штаб-квартира Блюхера» теперь под иным названием – «Усадьба Колокольникова» отражает более полную и объективную историю уникального здания – памятника истории и культуры федерального значения.

Однако совсем не радует эклектичная и порой хаотичная застройка исторического центра Тюмени, нарушение градостроительных норм и правил в первом русском городе Сибири. Современная застройка таун-хаусами подгорной части Тобольска изменила облик средневекового города. Здесь требуется пристальный и заинтересованный взгляд органов охраны памятников и патриотически настроенной общественности.

– Какие шаги сейчас предпринимаются для того, чтобы архитектурное наследие Тюменской области стало явной частью мирового культурного и туристического пространства?

– Правительство Тюменской области последовательно реализует долгосрочные целевые программы развития туризма, который в настоящее время востребован обществом как важный фактор развития территории.

Это областная целевая программа «Сохранение и использование объектов культурного наследия в Тюменской области на 2006–2010 годы», а также областная целевая программа «Основные направления развития туризма в Тюменской области» (в рамках программы были выделены средства на ремонтно-восстановительные и реставрационные работы объектов историко-культурного наследия г. Тобольска и Тобольского района). Разрабатываются разнообразные туристические маршруты, строятся мосты и дороги, благоустраиваются города и села.

Депутаты Тюменской областной Думы уделяют постоянное внимание созданию и совершенствованию законодательной базы региона в сфере сохранения историко-культурного наследия. Одним из первых среди субъектов Федерации был принят областной закон № 204 от 16.02.2004 «О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области». В рамках общеобластной программы «Сотрудничество» значительные инвестиции вкладываются в мероприятия по обеспечению функционирования комплексного заказника «Абалакский природно-исторический комплекс». Ведется постоянный мониторинг законопроектов в сфере охраны памятников на региональном и федеральном уровнях.

Как известно, с января 2008 года государство разрешило приватизацию памятников истории и культуры. Из этого следует, что государство намерено передать бремя по содержанию объектов культурного наследия тому, кто в состоянии их содержать.

Таким образом, региональные власти получили полномочия на управление недвижимыми объектами культурного наследия.

Считаю очень важным при передаче памятников частным владельцам учитывать социальную значимость объектов, их первоначальное функциональное назначение. Полагаю, что этот процесс должен быть «прозрачным» и решение по каждому конкретному объекту должно приниматься индивидуально.

– Немаловажен и вопрос о том, кто будет и кто должен восстанавливать из руин храмы, другие памятники истории: государство, меценаты, религиозные организации, население?

– В отношении того, кто будет восстанавливать разрушенные храмы, памятники старины, думаю, можно сказать следу-ющее: конечно, по российскому законодательству все значимые памятники истории находятся в государственной собственности. От государства зависит сохранность того культурного наследия, которое мы передадим потомкам. Вместе с тем, большую роль в восстановлении и сохранении исторических памятников могут и должны играть и религиозные организации, и меценаты. Именно для этого создан и существует институт частно-государственного партнерства.

Храмы на Руси издревле возводили «всем миром». И в наши дни в деле восстановления и сохранения историко-культурного наследия предков должны участвовать и государство, и церковь, и все те, кому небезразлична история Отечества.

В настоящее время в Тюменской области еще сохранилось очень много памятников истории, культуры и архитектуры. У нас есть квалифицированные кадры, ресурсы, а самое главное, желание – спасти и возродить бесценные памятники, созданные нашими предками. Автор статьи: Константин ЕЛИСЕЕВ

рубрика: Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества