Медиакарта
18:32 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Порвали парус, или ХИТ сезона

Порвали парус, или ХИТ сезона
11:14 | 17 марта 2010
Источник:

Юрий МАШИНОВ (фото автора)

Ровно год тому назад «Тюменская правда» опубликовала корреспонденцию под заголовком «Шторм в тихой гавани, или Как не порвать паруса в бурном финансовом море», в которой речь шла о нагрянувшем мировом финансовом кризисе. Тогда руководители страны надеялись пережить смутные времена в скромной бухточке, укрытой от экономических стихий. Увы, не удалось. Порвали паруса.

В России лишь один аккумуляторный завод сохранил производственные мощности. Тюменский. И теперь видные специалисты говорят о возможной потере страной энергетической, стратегической и экономической безопасности. Потому что ХИТ (химические источники тока) – это и производство, и армия, и флот, и пожарное оборудование, метро, железнодорожный транспорт, нефтеперекачивающие и газокомпрессорные станции… Одним словом, где тепло и свет, там и ХИТ.

На вопросы журналиста в том материале отвечал генеральный директор ОАО «Тюменский аккумуляторный завод», доктор технических наук А. Кореляков. С ним и продолжим тему. – Росстат подвел итоги за прошлый год: спад производства, достигавший 15 процентов, удалось сократить до десяти, темпы инфляции снизились до 8,8 процента, в инвестициях – с 20 до 9. Нынче, говорят, вырастет ВВП и даже на 5 процентов больше, чем ожидалось, а заодно поднимется и безработица.

– Процент – это такой интересный показатель… Сейчас не модно цитировать В. Ленина, поскольку считается, что он злой гений. Сразу после образования РСФСР начал разрастаться штат бюрократов. Вождь пролетариата пытался бороться с этим. В одном из своих трудов он пишет, что наркомат сельского хозяйства докладывает о сокращении 50% инструкторов летного дела. Потом Ильич заинтересовался, а сколько их всего, оказалось – два. Я сам могу сказать, что при плохой работе завода в январе – ведь только две трети месяца работали – мы выпустили и продали продукции на 220% больше, чем за тот же период прошлого года, а стартерных аккумуляторных батарей сделали на 166% больше. Красиво звучит, если не знать, что в январе прошлого года мы почти остановились. Нельзя сравнивать несравнимые вещи.

По безработице. Мы сокращали людей, теперь набираем.

Прибылей, конечно, в три раза меньше, чем в 2008 году. Мы много сделали по модернизации нашего производства, затратили на это 156 миллионов рублей и получили эффект. Начали выпускать продукцию, которую раньше покупали за рубежом. Это полиэтиленовая сепарация – её мы покупали в США, расширитель (смесь химических компонентов) покупали в Англии. Флюс брали во Франции. Некоторые полуфабрикаты получали из Турции. Свинцом себя обеспечивали на 25 процентов, теперь – на сорок восемь, остальное прикупаем.

– На бирже свинец покупаете?

– Биржа – это стихия брокеров. Чтобы пользоваться их услугами, надо платить премию брокерам. Кстати, «премия на свинец» – 140 долларов при покупке одной тонны. Мы покупаем без посредников, то есть напрямую у производителей: в Казахстане, Рязани, Новосибирске, в Челябинской области и Красноярском крае. Но, к сожалению, по биржевым ценам, хотя товар не сертифицирован по качеству, требуемому этими биржами. Самая высокая цена была в 2008 году, за год поднялась с $800 до $4700 за тонну. В прошлом году она упала до $1000, потом в течение года опять поднялась до $2100-$2200 и более-менее стабилизировалась. Считаем, что мы прошли период кризиса. Потому что жили по принципу: «Деньги есть – Уфа гуляем, денег нет – Чишма сидим». Кредитов в банке не брали, поэтому долгов не имеем. Те мои знакомые, кто взял кредиты на развитие, кончили печально.

– Из-за больших процентов?

– В основном из-за того, что берешь кредит в одних условиях, а отдавать надо в других. Меняются правила игры. Один мой хороший знакомый, очень толковый человек, все внушал мне, мол, надо пользоваться услугами банков. Дескать, это не страшно, мы всё вернем. И вот взял он под гарантию правительства кредит в Европейском банке развития и реконструкции – меня звал в компаньоны. Построил завод. Прекрасный завод! А когда пришла пора расплачиваться, оказалось: столько денег не заработали. Долг возместил один известный олигарх и стал собственником предприятия. Олигарх привел новую команду. Худшую. Я побывал на том заводе. За год болта никто не заменил. Но очень обидно за коллегу: вложил в дело душу, сердце, здоровье, мысли, энтузиазм, а его под зад коленкой. Если брать кредит, то только на короткие сроки – чтобы заткнуть финансовую дыру, кассовый разрыв называется. О строительстве под кредит говорить не приходится… – Известно, что руководители многих ООО и ОАО жалуются, что обзавестись кредитом просто невозможно. Знаю, вам-то предлагают деньги чуть ли не каждый день.

– Да, предлагают. Вот если бы их не отдавать. Да ещё банкиров надо кормить, а они, по-моему, и так не голодные. О том, что в стране начнутся финансовые проблемы, узнал, знаете, по какому признаку? Когда банки стали раздавать потребительские кредиты, требуя показать один лишь гражданский паспорт. Затем, начиная с мая 2008 года, из банков стали поступать письма: такие-то люди взяли кредит, подтвердите, что они работают на вашем заводе. Я возмутился: что, нанимался к ним, что ли? На всякий случай проверили: из большого списка ни одного нашего. Наверное, на вопрос «Где работаете?» люди называли наш завод, видимо, потому, что название предприятия начинается с «а». И вот когда масштаб запросов стал велик, я понял: скоро грянет буря. И мы на заводе поняли: на этот момент надо прижаться.

Зачем раздавали кредиты без должной проверки? Так нельзя вести дела. Теперь тихонько начинают говорить, что невозврат кредитов очень большой, скорее всего, не вернут и половины. А раздавали банки кредиты, наверное, чтобы получить от Центробанка ещё больше. Отдельные высокопоставленные господа пытаются объяснить, дескать, это США устроили нам кризис. При чем тут Америка? У нас своих проблем хватает.

– Александр Васильевич, намедни читал напечатанные мысли советника полпреда Президента РФ в Уральском федеральном округе Анатолия Филиппенкова. Вот что он пишет: «Возврат НДС – это головная боль для бизнесменов. Предприниматели не могут вовремя получить возмещения по налогу. Получается, что бизнес дает кредиты государству. Как минимум на год. Так что небольшим компаниям становится просто невыгодно заниматься экспортом, они вынуждены сокращать поставки. При этом они еще теряют время и деньги на судебные споры».

– Сказанное в полной мере относится к нашему заводу. Да, судились с налоговой службой, много судились и сейчас судимся. Правда, сейчас процессов стало меньше – и не в разы, а в десятки раз. На сегодня у нас только один процесс.

– Помнится, вы выступали за то, чтобы напрочь убрать этот косвенный налог из обихода, например, как в США. Потому что НДС весьма неудобен для производителей товаров, к тому же снижает уровень потребления.

– Да, я обращался с предложениями по реформированию Налогового кодекса, в том и числе и по НДС, в различные инстанции. Я прекрасно понимаю, что при любом реформировании бюджет не должен страдать, поскольку на него содержатся армия, милиция, здравоохранение и т.д. Считаю, что НДС должен быть налогом прямого действия, то есть никаких возвратов не должно быть.

НДС может быть снижен до 12,3 процента, при условии отсутствия возврата. Бюджет от этого не потеряет, а только выиграет. Если бы такое реформирование произошло, то половине бухгалтерии на заводе делать было бы нечего. Во столько же уменьшилась бы работа в налоговых органах. И суды вздохнули бы свободно.

– Не первый день изучаю документ – Закон «О техническом регулировании». Значит, вместо ГОСТов и СНиПов с 1 июля этого года надо внедрить технические регламенты. Чтобы их разработать при нынешних темпах, потребуется не одна сотня лет. Конечно, можно воспользоваться «мировыми стандартами», но многие уважаемые люди, ученые, считают такую позицию подрывом национальных интересов.

– Нельзя быть белой вороной в черной стае. Наш завод уже не первый год производит аккумуляторные батареи по европейскому стандарту Dina. Увы, давно убеждаюсь: у наших чиновников гонора много, но способны лишь переписать чужой документ, да и то не так, как надо. И не только стандарты, но и другие документы. Я знаком с Налоговым кодексом Казахстана, так как мы там держали завод «Каз-Тюмень». И всегда удивлялся, каким простым, доходчивым языком он написан, как мало моментов, которые можно неоднозначно толковать. И всегда приводил его в пример российским налоговым работникам. Ещё более восхитился, когда прочитал, что Евросоюз в феврале 2010 года выделил Казахстану 18 миллионов евро на работы по упрощению Налогового кодекса.

– Считается, что по простоте системы налогообложения наша страна занимает 134-е место в мире. Ладно, поехали дальше. Недели полторы назад в газете «Ведомости» выступил первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Владислав Сурков. Знаете, каким образом он хотел бы улучшить экономическую обстановку в стране? Цитирую: «Снисходительность надзирающих органов – хотя бы на время. Немного беспорядка. Творческого, разумеется».

– А вот этого не надо, никакой снисходительности. Просто каждый обязан блюсти закон, пусть он даже не так хорош. Увы, отдельные чиновники заводят любую ситуацию в тупик. Вот, например, письмо.

Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Обращаюсь к Вам с нижеследующим. ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» по заказу ТОО «Казцинк» (г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан), вложив значительные финансовые средства, освоило производство свинцового сульфатно-оксидного продукта по технологии, разработанной специалистами завода с применением изобретений заводских инженеров. С 2008 года продукт отгружался потребителю. Тюменская таможня в лице таможенного поста производила оформление и выпуск товара по коду ТН ВЭД 283329.

Однако со 2 ноября 2009 года, то есть за 2 месяца до вступления в силу решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 г. №19 об отмене торговых ограничений между РФ, Казахстаном и Белоруссией, Тюменская таможня в лице её руководителя Яськова Б.А. запретила отгрузку продукта с выставлением требования об отнесении его к отходам (что ещё могут сделать российские люди?).

Имеющиеся документы на продукт: сертификат соответствия, заключения специалистов ОАО «Уральский институт металлов» и независимой идентификационной экспертизы Сибирского отделения Российской академии наук, письма департамента недропользования и экологии Тюменской области и Северо-Уральского управления Ростехнадзора о том, что указанный продукт является товаром с определенными потребительскими свойствами, а не отходом производства, к сожалению, не изменили решения Тюменской таможни о запрете на отгрузку продукта. При этом Тюменская таможня сослалась на тот факт, что таможенный пост при оформлении продукта свинцового сульфатно-оксидного по коду ТН ВЭД 283329 «ошибался». К сожалению, законодатель дал исключительное право присвоения кодов товарам только таможенным органам. В результате запрета наш завод и Россия имеют реальные убытки. Прошу помощи.

С уважением, генеральный директор А.В. Кореляков».

– Наверное, таможня, меняя код, хочет больше денежных средств получить в казну.

– Изменение кода, то есть превращение росчерком пера товара в отходы, не прибавляет в казну ни копейки, только усложняет для завода оформление отгрузки. Хотя с января этого года и оформление одинаковое.

– Тогда какая цель?

– ???

– Александр Васильевич, сегодня ваш завод производит батареи множества видов: одни умещаются на ладони, другие – в тонну весом. Что, образно говоря, является хитом, то есть наиболее ходовым товаром? Наверное, 6СТ55 – батарея, которую мы, автомобилисты и автолюбители, ставим на наши «легковушки»…

– Рынок, он непредсказуем, день на день не приходится. Но вот уже три недели подряд наиболее востребованы батареи 6СТ190, которыми комплектуют автомобили марки «МАЗ», «КрАЗ», прочую большегрузную технику.

– И удовлетворяете спрос?

– Спрос пока такой, что мы не успеваем производить столько аккумуляторов, сколько требует рынок. Это, во-первых, следствие холодной зимы в Европе. Во-вторых, то обстоятельство, что за последние годы ликвидировались и обанкротились многие аккумуляторные заводы России. В-третьих, спрос на товар вырос за счет того, что на 41 процент упал импорт аккумуляторов. Импортеры – это наши же люди, россияне, которые брали кредиты в банках, но в итоге оказались в проблемах. К тому же сейчас труднее взять кредит.

Поэтому мы пока увеличиваем производство, хотя чиновники опять стали пугать нас новой волной кризиса.

НА СНИМКЕ: генеральный директор ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» А. Кореляков.