В рейд по ледовым переправам мы отправились с руководителем Тюменского отделения центра государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) Олегом Новиком. На календаре март, но оттепелью еще и не пахнет. Все в снегу – деревья, поля и деревни, которые мы проезжаем, следуя в Ярковский район. Снег идет целый день, пополняя и без того богатые запасы. Что, собственно, можно проверять на ледовой переправе, что ей может сделаться? Этот вопрос вертится на языке, и я его задаю.
– Ледовые переправы под контролем весь сезон. Мы с ними, как с детьми – от рождения и до «смерти». В Ярковском районе их три, еще одна в Нижнетавдинском. Сегодня закончился срок эксплуатации переправ, мы должны оценить их состояние и дать заключение на дальнейшую работу, – Олег Николаевич рассказывает о переправе и обо всем, что связано с реками, как о чем-то родном и близком. В его речь вплетаются незнакомые слова и понятия: урез, наледь, забереги и прочие. Это не удивительно, ведь Новик – капитан с тридцатилетним стажем, а реки тюменского края исходил вдоль и поперек. Но довольно скоро стало ясно, что все специалисты, принимающие участие в эксплуатации и надзоре за состоянием речных дорог, говорят на специфическом языке. Существует сугубо деловой документ – паспорт переправы, в котором «забереги» отмечены как важный фактор прекращения ее деятельности. Это расстояние от берега до полоски льда, разделенное водой. А еще в этом документе указано время, когда на реке появляется шуга, устанавливается первый лед и когда он достигает толщины двадцать сантиметров, в каком состоянии съезды к дороге и когда на реке начинается ледоход. Есть информация о сроках намывания льда, замерах и проверках, появлении наледи, то есть воды на дороге и трещин в толще льда.
Инспектор ГИБДД Евгений Чемагин, инспектор ГИМС Васима Нигматуллина, мастер ДРСУ Анис Нигматуллин ожидали нас на реке Туре у села Покровского – родине Григория Распутина. Метровый бур вгрызался в лед, его рукоятка уже цеплялась за поверхность лунки, а вода так и не показалась. Уже третья проба, всего их положено шесть. Только три оставшиеся будут пробурены не на намытой переправе, а непосредственно на реке.
Отправляемся в Ярково. Тобол, как и Тура, одет в толстый ледовый панцирь и занесен снегом. Берега сравнялись с некогда водной гладью, и отгадать, что дорога идет через реку, можно только по установленным знакам да вмерзшему в лед парому – летней переправе. Здесь действительно оживленное движение, машины, сбрасывая ход, плавно спускаются на ледяную дорогу и продолжают свой путь в отдаленные населенные пункты.
– Жители более двадцати сельских поселений пользуются в зимнее время ледовыми переправами, – рассказал Анис Нигматуллин. – Дорога областного значения, она сокращает путь следования на сорок пять километров. Ежегодно наше дорожно-строительное управление наводит переправы.
В соответствии с требованиями МЧС и ГИБДД устанавливаем знаки, измеряем толщину льда, высчитываем грузоподъемность. Вот здесь стоит знак «Ограничение 10 тонн», большегрузы уже не пойдут. За этим следят сотрудники ГИБДД. Толщина льда должна быть не менее 50 сантиметров. Но вы сами убедились, что здесь более метра. В процессе устройства переправы задействовали три мотопомпы. Есть в арсенале и установка «Град», которая распыляет воду. Все «ледянки» обслуживает бригада из шести человек.
О там, как соблюдаются правила пользования дорогой, нам поведал инспектор ГИБДД Евгений Чемагин. По его словам, нарушения случаются. Водители, невзирая на запрещающие знаки, пытаются проскочить и до открытия переправы, и после закрытия. К таким принимаются строгие меры, но в целом народ законопослушный. Была в районе одна несанкционированная переправа, но органы местного самоуправления закрыли ее. Сотрудники ГИБДД наблюдают за измерениями, с наступлением оттепелей толщину льда будут проверять два раза в неделю, а при появлении заберегов ледяную дорогу закроют. В это время посты у переправ будут усилены.
Олег Новик подтвердил, что с потеплением до ноля градусов проверки усилятся. На вопрос, когда же будут закрыты переправы, он ответил, что, по многолетним наблюдениям, это произойдет в середине апреля, хотя от погоды можно ожидать чего угодно, в том числе и ранней весны.
Напомнив, что хороший хозяин готовит телегу зимой, Новик проинформировал судовладельцев о перерегистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России. Проводится перерегистрация маломерных судов, зарегистрированных до 2006 года, после чего выдаются новые судовые билеты с указанием формулы класса.
Зинаида КАМЕНЕВА, пресс- служба ГУ МЧС России по Тюменской области