В деревню Елань Антипинского сельского поселения мы с коллегами приехали не случайно. Просто узнали, что у одного местного старожила скоро юбилей – восьмидесятилетие, вот и решили поздравить, а заодно о жизни с ним поговорить, как принято выражаться у деревенских, потолковать о том, о сём. Приехали, постучались, толкнули калитку, а она на запоре. Хозяина где-то нет. Вдруг слышим, соседка кричит нам: «Так вон же он идёт! Из магазина чешет!». Оборачиваемся. Действительно идёт. В валенках, телогрейке, с самодельной, выструганной из дерева тростью в руке, а через плечо – необъятная сумища. Рядом семенит его лохматый пёс, видать, преданный хозяину.
–А я вот из магазина только, продуктов подкупил, ведь именины скоро, дети из города обещались прибыть, – говорит пожилой человек. – Смотрю, у ворот гости, заторопился.
Николай Васильевич Сухарев всю жизнь прожил в Елани. Родители его, Елизавета Степановна и Василий Данилович, были простыми колхозниками: мать трудилась дояркой, отец – трактористом. Кроме Николая, было в семье ещё четверо мальчишек. В Великую Отечественную войну отца призвали на фронт, с которого ему не суждено было вернуться.
–Мне всего десять лет было, когда война-то, будь она неладная, грянула, брату на год больше. Остальные братья умерли, тяжело заболев, лекарств тогда не было, чтобы лечить. Матери мы, как могли, помогали. И в поле пахали, и скотину пасли.
–Какие-то моменты из детства светлые вспоминаются?
–Да чего уж там светлого, ничего хорошего не видывали, одну лопату только. Голодали, носить нечего было. Даже школу толком не окончил – четыре класса мало-мальски.
–Ну, а после-то как жизнь сложилась?
–В армию служить забрали. Когда вернулся, пошёл трактористом в колхоз работать. Пятьдесят лет на тракторе отпахал.
Сразу после армии Николай встретил свою судьбу. Капиталина была из местных, деревенских. Милая, добрая, скромная, хозяйственная, она мигом ему приглянулась.
–Капиталина Прокопьевна хорошая у меня была, – признаётся пожилой человек, – и как подруга жизни надёжная, верная, и как хозяйка незаменимая, и как мать моих детей самая лучшая. Всё у нас с ней было: дом добротный, до сих пор крепкий стоит, хозяйство большое (коровы, овцы), дочерей Наталью и Татьяну вырастили.
Несколько лет назад супруги не стало, дочери в город перебрались, у них свои семьи, дети. Николай Васильевич остался один. Дети и внучата иногда навещают. Вот и сейчас свой день рождения пожилой человек ждёт с нетерпением, с радостью в сердце, ведь тогда его дом снова наполнится светом, теплом, родными голосами.
Несмотря на преклонный возраст, Николай Васильевич всё делает сам: и по дому хлопочет, и воду из колодца носит, и печку топит. Он ещё такой молодец!
Смотришь порой на пожилых и думаешь: «Как же всё-таки не хочется стареть». Но глядя на таких людей, как наш новый знакомый, начинаешь понимать, что и такой возраст может быть благородным.
Елизавета КУН,
Валерий КОМПАНЕЕЦ (фото)